Горные лыжи/сноуборд. Россия. Кировск
Кировск… Хибины… Для меня это были первые серьезные горы после нескольких лет катания на подмосковных горках в Красногорске, Снегирях и Туристе, и приехал я туда полным «чайником».
Город Кировск поразил меня тогда количеством снега. Снежный покров был настолько обилен, что местами подходил вплотную к окнам 2 этажа зданий. Снег во дворах убирался только около подъездов, ну, и на улицах, конечно. А в остальных местах для прохода люди просто протаптывали тропинки. Сам город располагался внизу и на склонах огромной воронки, а стенами этой воронки и были Хибины.
Очень забавно было во время катания смотреть со склонов на город, превратившийся в небольшое цветовое пятно. В Кировске мы были 2 раза, и оба раза жили в частном секторе на одной и той же квартире. По приезде мест в гостинице «Спорт» не оказалось, с размещением нам предложили подождать несколько дней. Пока мы стояли с вещами и лыжными чехлами, обсуждая, что делать дальше, мимо нас, улыбаясь, прошел молодой человек (как оказалось впоследствии, сын нашей будущей квартирной хозяйки) и предложил снять квартиру по вполне устраивающей нас цене. Мы немного прошли пешком, посмотрели условия проживания и остались. И не пожалели.
До подъемников мы добирались, проехав несколько остановок на автобусе, останавливающемся недалеко от дома, где мы снимали квартиру. А попасть обратно домой можно было, спустившись на лыжах почти до самого подъезда. Да, вот так… Старожилы рассказывали, что раньше снег в окрестностях Кировска, особенно если давно не было снегопада, был покрыт черной пылью из-за постоянной работы горно-обогатительного комбината. Но были 90-е, он «стоял», и не только он. Поэтому не довелось нам увидеть чернеющего снега и подышать угольной пылью…
Приехали мы втроем: я, Мила и наша подруга Ирина. Девочки, особенно Ира, имели довольно приличный стаж катания, в том числе и в горах, где чувствовали себя довольно уверенно. Я же впервые в жизни увидел кресельный подъемник (нечто подобное испытал бы человек, выросший в тундре, при встрече с эскалатором метро), и мне многое было в диковинку. Естественно, что не обошлось без происшествий. Начались они сразу. В первый день катания шел снег и стоял сильный туман. Видимости – никакой. На расстоянии 3-х метров уже не было видно ничего. Поэтому как-то так получилось, что, сойдя с подъемника, я потерял девочек из вида. Куда ехать? Какой рельеф местности?!!! Я, неопытный лыжник, в полном одиночестве, в условиях отсутствия видимости… Караул! Кое-как справившись с панической атакой, я «вылавливал» людей, сходящих с подъемника, и пытался какое-то время спускаться, держась за ними. Но туман и невысокая скорость моего катания делали свое дело – я быстро терял их из вида. Дожидаться следующих «объектов» приходилось иногда очень долго. И я начинал двигаться самостоятельно… В условиях плохой видимости (люди, катавшиеся в таких условиях, испытали этот эффект на себе) вестибулярный аппарат, не видя и «не чувствуя» рельефа, отказывается работать, и упасть можно просто стоя на месте, потеряв пространственную (ибо непонятно: где верх, где низ) ориентацию, не говоря уже о движении. Изрядно «наковырявшись», я кое-как, обессиленный, добрался до выката… Не помню, чего у меня было больше: страха, растерянности или яростного бешенства…
Большая удача, что я в тот день не упал вниз с крутого склона, не налетел на камень или опору подъемника, не получил травму колена, попав в глубокий снег…
Кировские трассы, как я сейчас понимаю, были не очень сложные, не очень длинные, не очень разнообразные…
Но мне тогда этого хватало с избытком, и я учился справляться с собой, с лыжами, с покрытием, рельефом… Прирожденная амбициозность, непомерное самолюбие и чрезвычайная «упертость» делали свое дело при освоении любого навыка, представляя отступление делом практически невозможным. Я был похож на нацелившегося носорога, которого можно было притормозить, но невозможно остановить, и достижение цели было всего лишь вопросом времени. (Эта особенность приводила меня, в свое время, на спортивный пьедестал. Она же безжалостно сбросила меня с него, превратив в инвалида, и навсегда преградила путь к фехтовальному Олимпу. Но она же дала возможность не только преодолеть приобретенные ограничения, но и превратить их в трамплин для дальнейших достижений…)
Сказывался и спортивный опыт. Выбрав трассу, я утюжил и утюжил ее, а анализировать движения и отбирать из них наиболее эффективные, совершенствуя свое мастерство, я умел.
Девочки с легкостью путешествовали по разным склонам и, естественно, «таскали» меня с собой. Неуверенность в своих силах и врожденная склонность к консерватизму вызывали у меня по этому поводу массу эмоций… «В гробу я видал Ваш туризм!» - огрызался я в этих случаях, но не отступал. Я легко иронизирую сейчас над своими недостатками, но тогда мне было совсем не смешно… Подруги недоумевали над моими эмоциональными реакциями, их остротой и силой, но терпели.
Кроме этого, существовала еще «пытка» горнолыжными ботинками. Из-за особенностей строения стопы, ее ширины и высокого подъема, а также плохого венозного кровообращения, любые горнолыжные ботинки (да и выбор их тогда был невелик, достать хоть какие-нибудь было большой удачей) сдавливали мои ноги «испанскими сапогами». Поэтому периодически надо было остановиться, присесть на некоторое время и вылезти из ботинок, восстанавливая кровообращение, и только потом кататься дальше. Делать это на подмосковных горках гораздо проще, ибо длина трасс невелика. А вот в горах, поднявшись на самый верх, можно спускаться довольно долго, тем более - новичку. Особенно досаждали, я помню, длинные траверсы – из-за длительной статической нагрузки на ноги… Такая история с ботинками будет длится для меня еще достаточно долго, пока не появятся гуманные горнолыжные ботинки с термоформируемыми внутренними вкладышами, делающими эту спортивную обувь достаточно индивидуальной и на порядок более комфортной.
Кировск… Пройдет лет 7 – и наступит время, когда мне будет все равно, какой крутизны склон передо мной окажется, каким будет его покрытие – лед, бугры или целина – без разницы, я буду лететь по нему диковинной птицей, с бешеной скоростью, не разбирая дороги… Но здесь, в Кировске, я – «гадкий утенок»… Катание здесь представляло для меня не развлечение, на этих склонах я «работал». Я выходил не кататься, я выходил работать. Работать для бывшего спортсмена было делом привычным и понятным. Работать, чтобы впоследствии обрести легкость и виртуозность…
Поехать кататься за рубеж нашей Родины для нас, советских людей, да еще в условиях того времени, когда благодаря «экономическим садистам» в лице Егора Тимуровича Гайдара и «его команды» и псевдо-демократам (очень хотелось бы «огласить весь список» этих подонков, да места больно много займет) процветали безработица, разруха, нищета и бандитизм, – было просто делом немыслимым. Поэтому Кировск на тот момент был для меня, в смысле прогресса в области освоения горных лыж, просто идеален.
Не знаю, каковы там условия для катания сейчас, но интересующиеся могут ознакомиться с этим через «всемирную паутину». Вот, например, здесь: http://www.kirovsk-hibinogorsk.ru/slopes.html изложено довольно подробно и всеобъемлюще. Все, что я могу сказать: полагаю, что для обучения, прогрессирования и получения настоящего удовольствия от катания кататься надо по широким, хорошо подготовленным склонам (научившись – определяться с предпочтениями: фрирайд, фристайл, могул, карвинг или race). Сейчас так готовят трассы и в Подмосковье. Стоимость катания, правда, неоправданно высокая и очереди, очереди, очереди… Впрочем, «кто хочет – ищет средство, а кто не хочет – оправдания»…
И хотя «горные лыжи - не счастье…», как произнес в свое время Ж-К.Килли, они, тем не менее, могут если «не заменить его», то явиться одной из его составляющих. С этим увлечением жизнь может оказаться более наполненной и колоритной, поэтому лучше провести жизнь, катаясь… «С лыжами же лучше, чем без них»,- шучу я периодически… Эти эмоциональные переживания и объединяют всех «катальщиков».
Как же кататься, где, с кем и на чем – дело сугубо индивидуальное. «Колея эта только моя, выбирайтесь своей колеей…». Чего и всем желаю. Просто катайтесь – и будет Вам счастье…