Лечение заболеваний, реабилитация после травм и операций опорно-двигательного аппарата:
-
контрактуры суставов, остеоартроз - коксартроз, гонартроз и пр., артрит, остеохондроз, протрузии и грыжи межпозвоночных дисков
Лечение заболеваний нервной системы:
-
неврит (нейропатия), невралгия, радикулит, плексит, ганглионит, инсульт, рассеянный склероз, мигрень, головные боли напряжения, вегетативная дисфункция (вегетососудистая дистония), нарушения сна, неврастения и другие неврозы
Лечение заболеваний ЖКТ и системы пищеварения:
-
гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, рефлюкс-эзофагит, холецистит, желчнокаменная болезнь, заболевания печени и поджелудочной железы, дисбактериоз, запор и пр. нарушения дефекации, колит и другие заболевания кишечника, интоксикации
Лечение заболеваний органов дыхания:
-
бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, ринит, гайморит, ларингит, фарингит, хронический кашель
Лечение заболеваний мочеполовой системы:
-
цистит, пиелонефрит, простатит, воспаления яичников, эректильная дисфункция, мочекаменная болезнь, подагра
Лечение эндокринных заболеваний:
-
диабет, ожирение, мастопатия, заболевания щитовидной железы, надпочечников, снижение иммунитета
Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы:
-
гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, болезни сердца, атеросклероз, венозная недостаточность, варикозное расширение вен, геморрой
Лечение заболеваний кожи:
-
нейродермит, экзема
 
Психотерапия, коррекция и профилактика эмоциональных, когнитивных и поведенческих расстройств
-
Депрессии
-
Истерии
-
Страхи
-
Навязчивые состояния
-
Импульсивность
-
Зависимости
-
Характерологические проблемы (тревожность, мнительность, конфликтность, нерешительность, неуверенность, ригидность, "зацикленность" и др.)
-
Проблемы социальных взаимоотношений (супружеских, детско-родительских, партнерских, служебно-иерархических, взаимоотношений в коллективе)
Познание, самопознание, развитие личности
-
Вопросы идеологии человеческого существования
-
Философия отношений человека и среды, космологичность человеческого Бытия
-
Вопросы формирования и развития мировоззрения, мировзаимоотношения и миропонимания
   
 

Мануальный подход
-
Мануальная терапия
-
Массаж
-
ПИР (постизометрическая релаксация)
Рефлексотерапия
-
Корпоральная иглорефлексотерапия
-
СУ-ДЖОК терапия (корейская акупунктура)
-
Аурикулопунктура (акупунктура по ушной раковине)
-
Игольчатые аппликации
-
Цзю-терапия (полынные прогревания)
Медикаментозный подход
-
Гомеопатия
-
Фитотерапия
-
Добавочная терапия (БАД, витамины, микроэлементы)
Оздоровительный (комплексно-антистрессовый подход)
-
Лечебная физкультура
-
Коррекция питания
-
Коррекция образа жизни (режима труда и отдыха)
-
Закаливание
-
Физкультурно-оздоровительные нагрузки
  -
-
-

-
-
Плавание
Бег
Мышечно-суставная гимнастика
Йога
Цигун
Физиотерапия
-
Терапия магнитным полем
-
Электрофорезы
-
Гипертермические ванны
Психотерапия
-
Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП)
.
-
Когнитивно-поведенческая терапия
.
-
Психоаналитическая терапия
.
-
НЛП (нейролингвистическое программирование)
.
-
Системная семейная терапия
.
-
Бихевиоральная психотерапия
.
-
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (BSFT)
-
Экзистенциальная психотерапия
Астрологический подход
-
астрологические консультации по личностным, профессиональным, семейным, финансовым вопросам и проблемам

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ

«Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С. Есенин

 

График приемов и консультаций:

Пн     10.30 – 22.00
Вт     10.30 – 22.00
Ср     10.30 – 22.00
Чт     10.30 – 22.00
Пт     10.30 – 22.00

Сб, Вс
и
праздничные дни – выходной

Консультации по телефону
проводятся:

ПО РАБОЧИМ ДНЯМ
В ПРИЕМНЫЕ ЧАСЫ

Обратная связь
freerider64@rambler.ru
+7(903) 108-84-98
Skype-Логин: black-yellowdragon

«Спрашивай - ибо познаешь, не спрашивай - научишься думать...»

Даосский афоризм


«О профилактике.

…Сохранение порядка, а не исправление беспорядка, является принципом мудрецов. Лечить заболевание после того, как оно возникло, всё равно, что копать колодец, когда захотелось пить, или ковать оружие, когда началась война».
(Из руководства по чжень-цзю терапии.)


"Коли доктор сыт-больному легче..."
( из к/ф "Формула любви")

"...Что с человеком ни делай, он продолжает неуклонно ползти на кладбище".

. . . . . . . . . . . . . . . . М.М.Жванецкий


ALIIS INSERVIENDO CONSUMOR. ALIIS LUCENS UROR.
(лат.)
– «Служа другим, себя трачу, светя другим, сгораю».

Предложил в качестве девиза медицины Ван Тульпиус,         голландский врач, ХVII век.    

OPTIMUM MEDICAMENTUM QUIES EST. (лат.) - «Лучшее лекарство - покой (спокойствие)»..

Авл Корнелий Цельс

MEDICUS AMICUS ET SERVUS AEGROTORUM EST. (лат.) 
"Врач - друг и слуга больных"

 

 

   
....

- Хватит рассуждать: живет, не живет...
Гипофиз давайте! 
  

(М.А.Булгаков, к/ф  "Собачье сердце")



 

 

 

 

 

 

Психосоматика.
О психосоматическом течении любой болезни, или нет телесных отклонений без психологических и наоборот



Психосоматика (греч.
psych –душа, soma – тело) - это область клинической психологии, которая изучает влияние психических факторов на возникновение и развитие соматической патологии. Отдельные авторы, рассматривая психосоматику, как психологию телесности дают следующее определение последней: психосоматика – это отрасль психологии, которая изучает взаимное влияние души и тела на разных возрастных этапах в норме и патологии.
Психосоматическая феноменология или явления, которыми занимается психосоматика:

1. Психосоматические расстройства.
К ним относятся:
1.1. Заболевания психосоматической специфичности (психосоматозы) - органические психосоматические заболевания.
А. Заболевания сердечно-сосудистой системы: артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца.
Б. Заболевания желудочно-кишечного тракта: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит.
В. Заболевания эндокринной системы: сахарный диабет 1 типа, гипертиреоз.
Г. Кожные заболевания: нейродермит, псориаз, крапивница.
Д. Заболевания опорно-двигательного аппарата: ревматоидный артрит.
К этой же категории часто относят:
Е. Головные боли напряжения и мигрени.
Ж.Онкологические заболевания.

 

1.2. Вегетоневрозы (вегетозы) – функциональные психосоматические расстройства, когда, нет собственно органической патологии органа, но страдает его функция.
А. Кардионевроз.
Б. Гипервентилляционный синдром.
В. Панические атаки.
Г. Вегето-сосудистая дистония или вегето-сосудистый невроз.
1.3. Истерическая конверсия.
1.4. Ипохондрические расстройства.
1.5. Ятрогении, или болезни, спровоцированные медициной (конкретнее: болезненные состояния и осложнения, спровоцированные врачом, в частности – его неосторожными высказываниями; «iatros» - врач).

2. Соматопсихические расстройства:
2.1. Соматогенные расстройства – возникшие в результате интоксикации, астенизации мозговых структур в процессе болезни.
2.2. Психогенные расстройства – возникшие в результате психотравмы, переживаний.

3.  Личностные изменения:
А. Инвалидная жизненная позиция – сниженная фрустрационная толерантность, депрессивное мировосприятие, снижение познавательной, коммуникативной, социальной активности, апатико-абулический синдром, снижение самоконтроля.
Б. Инвалидно-инфантильная жизненная позиция – склонность к манипулированию, эгоистические тенденции, извлечение выгоды из болезни.
В. Активная жизненная позиция – жизнестойкость, активная адаптация.

4. Психосоматические явления в норме:
А. Преодоление соматического дефекта за счет психической мобилизации.
Б. Феномен боли.
В. Соматические симптомы в условиях эмоционального напряжения.

Практическими задачами психосоматики являются:
1. Профилактика психосоматических и соматопсихических расстройств. Существует три уровня профилактики:
Первичная – чтобы подобных заболеваний принципиально не возникало. Существует два ее уровня – глобальная профилактика, т.е. в общегосударственных масштабах, и индивидуальная, с конкретными людьми. Занимается формированием саногенных (оздоравливающих) представлений у граждан.
Вторичная – это выявление групп риска (невротики, акцентуированные личности, алекситимики, психопаты и т.д.).
Третичная – профилактика осложнений заболевших.
2. Диагностика:
А. Выявление психологических факторов развития болезни
Б. Диагностика внутренней картины болезни и личностных изменений в результате болезни. Важно дифференцировать психогенные и соматогенные явления. Внутренняя картина болезни (ВКБ) – образ болезни или представление о болезни, которое складывается у больного. Варианты ВКБ –
1. Болезнь как непреодолимая жизненная преграда. Реакция психической капитуляции ведет к капитуляции соматической.
2. Болезнь как выгода.
3. Болезнь как испытание, как преодолимая жизненная преграда.
4. Болезнь как обретение нового смысла жизни.
Существуют и другие варианты.
3. Психологическая помощь:
А. Психотерапия – работа с личностью пациента, ее мотивациями, самосознанием, образом мира и т.д.
Б. Психокоррекция – работа с отдельными симптомами.
В. Психологическое консультирование – помощь  в решении конкретных проблем.
4. Реабилитация:
А. Социальная.
Б. Профессиональная
В. Семейная.
Цель реабилитации – стимулирование внутренних компенсаторных механизмов личности (не чувствовать себя инвалидом; выработка активной жизненной позиции).
В психосоматике сложились следующие подходы к возникновению психосоматических заболеваний:
1. Кортико-висцеральный подход. Разработка его принадлежит последователям и ученикам И.П.Павлова – Быкову К.М. и Курицину И.Т. Суть его изложена в ряде последовательных тезисов:
А. Любой процесс, происходящий в организме, находится под влиянием центральной нервной системы (ЦНС).
Б. Имеются сложные связи и механизмы, при помощи которых это нервное влияние реализуется.
В. Вегетативно регулируемые процессы так же испытывают на себе влияние и коррекцию со стороны ЦНС.
В результате произошедшей «сшибки рефлексов» (термина, употребленного И.П. Павловым при создании экспериментальной теории неврозов) образуются три симптома:
1.Изменяется поведение - возбуждение неконтролируемо или депрессивно, в зависимости от силы ЦНС.
2. Нарушается деятельность внутренних органов.
3. Разрушаются условные рефлексы, которые были выработаны ранее.
В результате разрушения условных рефлексов возникают патологические изменения в коре головного мозга, что приводит к дисбалансу процессов возбуждения и торможения. Нарушение работы внутренних органов связано с неадекватной коррекцией со стороны ЦНС. Психосоматическая болезнь возникает в результате неадекватного влияния коры больших полушарий на физиологические процессы.
2. Бихевиоральный подход. Суть его – отношение к болезни как к поведению. Представлен, в основном, концепцией Тернболла. Начало заболевания связано с биологическими раздражителями. В дальнейшем происходит положительное или отрицательное подкрепление, и если подкрепление положительно, то симптом закрепляется. В рамках этого подхода психосоматическая болезнь – последствия неадекватного поведения, возникшие в результате положительного подкрепления этого поведения. Практический вывод – купировать болезнь без эмоционального подкрепления болезненного поведения, а подкрепление давать здоровому и целесообразному поведению помимо приступов – в период отсутствия симптомов.
3. Культурно-исторический подход. Основан Л.С. Выгодским. Суть состоит в том, что любой телесный дефект становится психологическим феноменом. Человек с телесным дефектом начинает переживать свой дефект, ибо тот реализуется как «социальный вывих».

 

Телесность человека можно рассматривать как аналог высших психических функций. Телесность развивается по тому же механизму, что и высшие психические функции, имеет те же свойства и подчиняется тем же закономерностям. Телесность не равна телу, но равна телу культурному. Свойства телесности (как культурного тела): 1.Социальность. 2.Опосредованность – в результате знаний, представлений, отношения к телесной сфере создается образ тела. Образ или концепция тела – системная совокупность телесных ощущений, знаний о теле, эмоций, переживаний, связанных с телом, и отношений к телесной сфере. 3.Культурное тело может произвольно управляться человеком. Механизм формирования культурного тела - интериоризация.
Онтогенез телесности: существуют 4 этапа психосоматического развития.

  1. Этап биологических потребностей – от рождения до полугода. Взаимодействие между матерью и ребенком возможно из-за наличия биологических потребностей у ребенка. Биологические потребности заставляют ребенка выражать свое телесное состояние, его реакции недифференцированы. Мать начинает придавать значение (сигнальное) телесным проявлениям ребенка, интерпретировать их. После того, как мать придала каким-то проявлениям сигнальное значение, ребенок начинает таким образом выражать себя. Т.о. закладывается  предрасположенность выражать себя через телесные проявления, закладывается склонность к конверсии – символическому выражению собственного состояния через телесные симптомы. На этом этапе ребенок не умеет управлять произвольно своим телом.
  2. Этап познавательных операций – от 6-9 месяцев до момента освоения речи. Появляется достаточно возможностей для познания мира и себя, своего тела. Формируется образ тела. Родители вмешиваются в процесс познания, формируют телесные действия, высказывают свое отношение к телу ребенка, к его телесным действиям.
  3. Этап интеграции и дифференциации. Заканчивается подростковым возрастом. Создается вербализированный образ тела. Повышается управляемость телом. Образ тела становится более целостным и интегрируется. Происходит дифференциация телесного и эмоционального опыта, становится возможной интеграция телесного опыта. Если дифференциации не происходит – формируется патология, невозможность осознания собственных эмоций – алекситимия.
  4. Подростковый период - образ тела становится личностно насыщенным. Подросток оценивает телесный феномен, исходя из общения со сверстниками. На предыдущих этапах существовало эмоциональное отношение к собственному телу, на этом этапе - личностное. У подростка формируется ориентация в будущее – телесность оценивается с точки зрения ведущей мотивации подростка.

4. Специфический подход.
Основой специфического подхода к возникновению психосоматических заболеваний является предположение следующего характера: органическая симптоматика рассматривается как следствие не просто нарушения физиологических связей, а как результат воздействия сугубо специфического фактора – переживаний индивида. Гипотеза психосоматической специфичности сформулирована так: имеется однозначная, логически понятная связь между симптомами психосоматического заболевания и содержанием вытесненного психологического конфликта. Природа и генезис конфликта могут быть раскрыты в ретроспективе, в частности, при обращении к детским воспоминаниям. Возникновение многих заболеваний можно понять на основе тенденции вытесненного влечения проявляться через расстройства функции органов. В случае если тенденция обратима, в основе расстройства лежит истерический невроз, механизм которого  основан на действии истерической конверсии. В случае необратимости расстройства  возникающие нарушения приобретают черты, характерные для органического  процесса, т.е.  имеет  место факт образования психосоматического заболевания.
Научная основа специфического подхода была заложена З.Фрейдом, который утверждал, что подавленные эмоции порождают конверсионные симптомы. Под конверсией он понимал смещение психического конфликта и попытку разрешить его через различные телесные симптомы: соматические, моторные или сенсорные. Психическое явление, таким образом, превращается в соматическое. Либидо отделяется от бессознательных вытесненных представлений, и его энергия направляется в соматическую сферу. Благодаря такому «переносу» либидозного  содержания из области психического в область телесного патогенный конфликт удаляется из сознания. В соматическом симптоме символически представлено содержание бессознательной фантазии. Фрейд разработал важную концепцию диссоциации – активного процесса психологической защиты, механизма вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. Эмоция, которую невозможно выразить, превращается в физический симптом, представляющий собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом перед возможными последствиями этого. Симптомы не только позволяют маскировать нежелательные эмоции, но и представляют собой определенное наказание за запретное желание. Эти же симптомы обусловливают и получение вторичных выгод от принятия роли больного. «Соматический язык» симптомов может также использоваться как средство коммуникации, когда последняя затруднена бессознательными, сознательными или социокультурными факторами.
Наряду с моделью конверсии Фрейд, рассматривая так называемый невроз тревоги, сформулировал вторую концепцию психосоматического возникновения симптомов, радикально отличающуюся от конверсии. Он обнаружил, что такие органические симптомы, как расстройства сердечной деятельности и дыхания, внезапные приступы потливости, дрожи, голода или поноса, головокружение, сужение сосудов и парестезия, сопровождают тревогу в качестве «эквивалентов приступов тревоги» (психосоматический симптом как эквивалент приступа) и часто полностью заменяют этот приступ тревоги. Позже Фрейд причислил конверсию к вытеснению, а соматический эквивалент тревоги – к более примитивному защитному механизму, проекции.
Третьей концепцией З.Фрейда является концепция психосексуального развития, суть которой состоит в том, что психосоматические болезни связаны с фиксацией на соответствующей стадии психосексуального развития и неадекватностью психологических защит.
К постфрейдовскому этапу формирования  специфического подхода к развитию психосоматической симптоматики относятся следующие теории:
1. Поток конверсий Ф. Дейча.
Конверсия – это нормальное, здоровое явление. Психика постоянно переполняется аффектами, влечениями, конфликтами. Конверсия – способ сброса избыточного напряжения через телесную сферу и осуществляется непрерывно. В результате сброса большого количества  либидозной энергии через орган могут возникнуть функциональные нарушения в деятельности данного органа. Органические заболевания возникают в результате сброса чрезмерного количества энергии, приводящего к повреждению тканей органа.
2. Теория двухфазного вытеснения А. Мичерлиха.
При наличии неразрешенного внутрипсихического конфликта сначала можно наблюдать первую, психическую фазу. В ней вследствие вытеснения или работы других психологических защит происходит формирование эмоциональных и психических симптомов. Если же эти средства недостаточны, наступает вторая, телесная, фаза конфликта. Происходит второй этап вытеснения, из психической сферы в телесную. При длительном существовании конфликта описанные фазы могут неоднократно чередоваться, что объясняет часто наблюдаемую в психосоматической клинике смену невротических симптомов и телесных расстройств.
3. Теория ре- и десоматизации М.Шура.

Маленький ребенок выражает свои аффекты посредством «двигательной бури». В результате развития вторичных процессов появляются другие формы самовыражения, и происходит десоматизация – отказ от телесного самовыражения. В результате неблагоприятного события и стрессовых факторов нормальный процесс десоматизации может обернуться регрессией в форме ресоматизации аффекта. В ситуациях внутренней и внешней опасности происходит возвращение раннего соматического способа реагирования. При сильной нагрузке на Эго-структуры нарушается психодинамическое равновесие, происходит внезапный прорыв бессознательного материала в форме преэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний, и механизмы защиты «Я» не срабатывают. В рамках концепции регрессивной ресоматизации функций «Я» можно установить связь между конверсионными симптомами и их органическими эквивалентами.
4.Теория специфического психодинамического конфликта Ф.Александера.

 

Франц Александер считается основателем современной психосоматики. Александер в 1950 году предложил теорию, согласно которой симптомы вегетативного невроза являются не попыткой выразить подавленное чувство, а физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний. Александер говорит о вегетативном неврозе в случае постоянного физиологического сопровождения эмоционального напряжения при отсутствии действия, направленного вовне и сбрасывающего напряжение. На втором этапе обратимые функциональные симптомы ведут к необратимым изменениям в органах (психосоматическим заболеваниям). Спектр хронически вытесняемых эмоций индивидуален, его специфику определяют личностные особенности пациента. Александер выявил определенную психосоматическую специфику тех или иных эмоций: вызываемые ими телесные нарушения проявляются именно в тех системах организма, с которыми данные эмоции имеют сродство. Кроме того, существует уязвимость затронутых органов, либо конституциональная, либо приобретенная очень рано. Это было названо икс-фактором: уязвимость органа плюс специфические психологические особенности совместно ведут к развитию органических симптомов. При этом психосоматические пациенты обнаруживают склонность к повторению определенных негативных эмоций в конфликтных ситуациях. Подобные эмоциональные шаблоны связаны с «конфликтными констелляциями» в структуре личности, отражающими конфликты превербального периода жизни пациента. Впоследствии, в зрелом возрасте и в сходных жизненных ситуациях эти ранние конфликты актуализируются. Тем самым для каждого пациента существуют определенные специфические внутрипсихические конфликты и соответствующий им набор внешних конфликтных ситуаций, «жизненных констелляций», вызывающих привычные негативные эмоции, и как следствие – психосоматические нарушения. Таким образом, помимо психической конфигурации и икс-фактора существует третье условие, пусковой механизм, ситуация-ускоритель, влияющая на пациента. Человек со специфической уязвимостью органа и характерной конфликтной моделью заболевает соответствующей болезнью  только в том случае, если случайный поворот событий в его жизни мобилизует его центральный конфликт, приводя к разрушению психической защиты организма.
5. Неспецифический подход. В основе неспецифического подхода лежит теория стресса, основоположниками которой являются У.Кеннон и Г.Селье. Мир вокруг живых существ непрерывно меняется. Необходима адаптация к внешним воздействиям. Существует два типа адаптации: на плавные, долговременные изменения – развитие новых функциональных систем;  на внезапные, резкие изменения - мобилизация систем организма. Стресс – общий адаптационный синдром, который возникает в условиях резких изменений для адаптации к ним и заключается в мобилизации всех систем организма. Мобилизация – универсальна по отношению к стрессовым факторам. Развитие стресса зависит от двух факторов. Внешний фактор – продолжительность и сила воздействия. Внутренний – сопротивляемость (резистентность) организма. Выделяют три стадии стрессовой реакции – тревоги, резистентности и истощения. В стадии тревоги происходит сначала падение резистентности – шок, далее включаются механизмы саморегуляции, (организм, как жизненная система, вследствие действия закона гомеостаза стремится вернуть резистентность к исходному уровню) и происходит не только подъем сопротивляемости к первоначальным значениям, но и значительное превышение исходного уровня – противошок (явление суперкомпенсации). Использование явления суперкомпенсации в быту – это эффект обыкновенной спортивной тренировки, когда после выполненной физической нагрузки сначала происходит утомление, а затем возрастание показателей силы, скорости и выносливости, в зависимости от того, на улучшение каких показателей было рассчитана тренировка. Если воздействие прекращается, то сопротивляемость через некоторое время возвратится к исходному уровню, но если воздействие слишком сильное или продолжительное, то наступает стадия резистентности. Происходит небольшое снижение уровня и стабилизация. В стадии резистентности организм становится более выносливым и сильным, может преодолевать не только воздействие, породившее стресс, но и другие внешние воздействия достаточно легко – наступает перекрестная резистентность. Вторая стадия может быть достаточно продолжительной.
Поскольку, защитные силы исчерпаемы, т.е. если  длительность воздействия превышает запас защитных, жизненных сил (энергетические депо организма исчерпаны), наступает стадия истощения.
Важной отметкой при рассмотрении колебания уровня резистентности является «точка невозврата», при падении резистентности ниже которой происходят серьезные изменения в тканях и органах.
Если сопротивляемость организма упала ниже исходной, то в организме возникают функциональные нарушения. Если воздействие в зоне функциональных нарушений снижается или прекращается, то резистентность возвращается. Если сопротивляемость падает ниже «точки невозврата» – возникают органические нарушения. Стадия тревоги совместно со стадией резистентности составляют стадию эустресса, или стадию эффекта положительного стрессового влияния - возрастания силы, выносливости и адаптивности организма. Стадия истощения – это стадия дистресса, стадия отрицательных стрессовых воздействий, нарушений и поражений.
Г.Селье, разрабатывая свою теорию стресса, проводил эксперименты по моделированию дистресса и связанных с ним заболеваний. Селье предполагал, что различные стрессовые воздействия (разные стрессоры) приведут к различным изменениям внутренних органов. Выявилось, что обнаруженные виды патологии не зависят от характера воздействия. Так на свет появилась знаменитая «триада Селье» - в стадии дистресса в организме обнаруживают повышенный уровень адреналина, точечные кровоизлияния в желудке и кишечнике, сморщиваются тимус и лимфатические узлы. Эти изменения, в свою очередь, вызывают сердечно-сосудистые заболевания, язвенные болезни ЖКТ (желудочно-кишечного тракта), падение иммунитета, эндокринные заболевания.
Индивидуальные различия зависят от биологических факторов – генетической предрасположенности, ранее перенесенных заболеваний.
Теорию адаптации Г.Селье, лежащую в основе неспецифического подхода к возникновению и развитию психосоматической патологии, прекрасно дополняют психологическая теория стресса Р. Лазаруса, концепция выученной беспомощности М.Селигмана и концепция беспомощности и безнадежности Энгеля и Шмейля.
Психологическая, или когнитивная, теория стресса Р. Лазаруса состоит утверждении, что психологический стресс предшествует физиологическому, запускает его.
Этапы развития психологического стресса:
1.Этап оценки внешних воздействий – оценка степени угрозы. Угроза – вероятная в будущем потеря чего-либо значимого. Оценка – сопоставление характеристик воздействия и собственных защитных возможностей. Стресс возникает, когда требования ситуации на пределе или за пределами возможностей, или в случае ошибочной оценки. 2. Этап эмоциональной реакции. Эмоциональные реакции, ведущие к стрессу, бывают двух типов: фобические (страх, тревога…) и агрессивные (гнев, раздражение).
3. Этап совладания со стрессом. Рассматривают два типа совладания: с ситуацией (воздействием, стрессором) и с эмоцией.
Стратегии совладания:
А. Непосредственно активные действия, поступки.
1. Бегство
2. Агрессия
3. Подготовка к борьбе (является самой эффективной стратегией при условии, что подготовка закончится активными действиями - необходимо выработать выделившийся в кровь адреналин, предназначенный для активизации телесной сферы)
4. Пассивность (самая опасная стратегия, ведущая к реакции капитуляции, главная причина, ведущая к психосоматической патологии)
Б. Косвенные стратегии совладания.
1. Экстрапсихические средства (алкоголь, медикаменты и пр.)
2. Психологические защиты (обесценивание, рационализация, отрицание и т.д.)
В. Совладание без аффекта.
Возможно при успешном прошлом опыте субъекта или высокой самооценке.

В свете рассмотренного выше: пассивность приводит к быстрому наступлению дистресса.
Одной из концепций беспомощности является теория выученной беспомощности М.Селигмана.
Выученная беспомощность – это чувство неуверенности и капитуляции перед грядущим событием, закрепленное в результате повторяющегося  неблагополучного прошлого опыта, когда затраченные усилия не приводили к должному ожидаемому результату. Часто формируется в детском возрасте как стереотип «маленького неудачника» в результате неблагоприятного воспитания – «у тебя все равно ничего не получится…».
Закрепляется высокая генерализованная интернальность в области неудач и низкая в области достижений (локальная интернальность – распространяется только на конкретные события, генерализованная – на все). У здорового человека интернальность в области достижений более генерализована, в области неудач – более локализована, у человека с выученной беспомощностью, наоборот, интернальность достижений более локализована, интернальность неудач более генерализована. Таким образом, формируются неадекватные атрибуции.
Концепция беспомощности и безнадежности Энгеля и Шмейля: Объекты необходимы для поддержания целостности и устойчивости Эго-структур.
Беспомощность – утрата автономии «Я», связанная с утратой жизненно важного внешнего объекта.
Безнадежность – утрата автономии «Я», связанная с отчаянием, чувством неспособности активно изменить ситуацию, возникшую из-за потери объекта.
Ведущий механизм образования психосоматической патологии в этой концепции – истерическая конверсия.
Врожденный язык тела не существует, он формируется в процессе социализации. К первично соматическому явлению присоединяется психический смысл и закрепляется. Далее следует состояние интрапсихического конфликта, которое начинает выражаться на языке тела. Явление, первично возникшее как соматопсихическое явление, становится психосоматическим.
В отличие от Ф.Александера, Энгель и Шмейль утверждали, что конверсия может поражать не только сенсорику и моторику, но и внутренние органы человека.
Причины развития патологии: психосоматические заболевания наиболее часто возникают в состоянии беспомощности и безнадежности. Беспомощность и безнадежность возникают в случае:

  1. Физической утраты объекта
  2. Угрозы утраты
  3. Символической утраты (когда объект не выполняет свои функции).
 

«Возникает озабоченность прошлым, т.к. будущего нет. Все плохое, что было,  – вернулось в один момент и угрожает сейчас…».
Факторы, провоцирующие состояние беспомощности и безнадежности:
1. Значимость ситуации
2. Невозможность достижения цели
3. Ярко выраженная интернальность.

Выводы:
Итак, в свете рассмотренных выше тезисов, факторов и концепций, психосоматическая болезнь имеет сложную этиологию и патогенез, существуют как биологические факторы, влияющие на возникновение ее развития, так и социально- психологические, которые могут дополнять, усиливать влияние биологических факторов, смягчать и даже устранять, а так же искажать их воздействие. Любая болезнь может быть рассмотрена как психосоматическая, т.к. везде присутствует влияние социально- психологических факторов. Любая соматическая болезнь, существующая в чистом виде, становится психосоматической, когда человек начинает ее эмоционально переживать, когда формируется внутренняя картина болезни.
Таким образом, можно предположить, что в основе существования и формирования любой болезни, а значит психосоматической болезни, лежит принцип циркулярности. Принцип циркулярности гласит, что события, происходящие в системе (а человеческий организм, безусловно, является системой, и взаимоотношения организма как микросистемы с внешним миром как макросистемой так же подчиняются логике теории систем), подчиняются не линейной причинности, а круговой. Т.е. событие А не есть следствие события Б; событие А порождает событие Б точно в такой же степени, в какой событие Б порождает событие А. Следовательно, любые телесные нарушения формируют психические сдвиги в такой же степени, в какой психологические факторы порождают телесную патологию. Ничто не мешает предположить, учитывая кольцеобразный характер существования и взаимопорождения психосоматической патологии, что однотипное воздействие – только на соматику или только на психику – ведет лишь к временному затишью, временному улучшению состояния пациента, поскольку второй фактор остается нетронутым и с успехом воспроизводит первый: действует другой системообразующий фактор –  принцип гомеостаза, и система стремится вернуться в исходное состояние. Что и происходит в большинстве своем в современной медицине, великолепно иллюстрируя факт существования хронических системных болезней, то затухающих, то обостряющихся, либо блуждающих из системы в систему.
«Одни люди заболевают от телесных причин, другие от душевных волнений… Есть душевные лекарства, которые врачуют тело… Необходимо психологическое преодоление болезни…» (М.Я. Мудров).
«Необходимо изучать семейную жизнь больного, стиль жизни, эмоциональный опыт семьи…» (А.А.Остроумов).
Таким образом, ежедневная клиническая практика побуждала многие поколения врачей относиться внимательно к обстоятельствам личной и семейной жизни больного. Наши предшественники и современники разными путями пришли к гипотезе целесообразности сочетания (или синтеза) соматотерапевтических и психотерапевтических подходов в диагностике и лечении соматических больных.
Системный же взгляд на лечение соматических и психосоматических пациентов позволяет предположить: воздействуя на оба системных параметра, одновременно подходя к соматическим проблемам и воздействуя на психологические, анализируя, выясняя и терапевтируя их кольцевые взаимосвязи, можно изменить параметры проблемной системы, воплощая, или что более соответствует истине, используя другой закон, применяемый в системной семейной терапии, – закон развития. Что в переводе на более одушевленный и гуманистичный язык означает: добиться наиболее полного и принципиального исцеления, предоставив человеку возможность обрести более здоровое во всех смыслах существование, а терапевту быть полноценным компаньоном, сопровождающим пациента (или клиента - в психологической терминологии) на пути к самой высокой его вершине – на пути к себе, пути активного обретения гармонии во всех смыслах человеческого бытия.