Лечение заболеваний, реабилитация после травм и операций опорно-двигательного аппарата:
-
контрактуры суставов, остеоартроз - коксартроз, гонартроз и пр., артрит, остеохондроз, протрузии и грыжи межпозвоночных дисков
Лечение заболеваний нервной системы:
-
неврит (нейропатия), невралгия, радикулит, плексит, ганглионит, инсульт, рассеянный склероз, мигрень, головные боли напряжения, вегетативная дисфункция (вегетососудистая дистония), нарушения сна, неврастения и другие неврозы
Лечение заболеваний ЖКТ и системы пищеварения:
-
гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, рефлюкс-эзофагит, холецистит, желчнокаменная болезнь, заболевания печени и поджелудочной железы, дисбактериоз, запор и пр. нарушения дефекации, колит и другие заболевания кишечника, интоксикации
Лечение заболеваний органов дыхания:
-
бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, ринит, гайморит, ларингит, фарингит, хронический кашель
Лечение заболеваний мочеполовой системы:
-
цистит, пиелонефрит, простатит, воспаления яичников, эректильная дисфункция, мочекаменная болезнь, подагра
Лечение эндокринных заболеваний:
-
диабет, ожирение, мастопатия, заболевания щитовидной железы, надпочечников, снижение иммунитета
Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы:
-
гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, болезни сердца, атеросклероз, венозная недостаточность, варикозное расширение вен, геморрой
Лечение заболеваний кожи:
-
нейродермит, экзема
 
Психотерапия, коррекция и профилактика эмоциональных, когнитивных и поведенческих расстройств
-
Депрессии
-
Истерии
-
Страхи
-
Навязчивые состояния
-
Импульсивность
-
Зависимости
-
Характерологические проблемы (тревожность, мнительность, конфликтность, нерешительность, неуверенность, ригидность, "зацикленность" и др.)
-
Проблемы социальных взаимоотношений (супружеских, детско-родительских, партнерских, служебно-иерархических, взаимоотношений в коллективе)
Познание, самопознание, развитие личности
-
Вопросы идеологии человеческого существования
-
Философия отношений человека и среды, космологичность человеческого Бытия
-
Вопросы формирования и развития мировоззрения, мировзаимоотношения и миропонимания
   
 

Мануальный подход
-
Мануальная терапия
-
Массаж
-
ПИР (постизометрическая релаксация)
Рефлексотерапия
-
Корпоральная иглорефлексотерапия
-
СУ-ДЖОК терапия (корейская акупунктура)
-
Аурикулопунктура (акупунктура по ушной раковине)
-
Игольчатые аппликации
-
Цзю-терапия (полынные прогревания)
Медикаментозный подход
-
Гомеопатия
-
Фитотерапия
-
Добавочная терапия (БАД, витамины, микроэлементы)
Оздоровительный (комплексно-антистрессовый подход)
-
Лечебная физкультура
-
Коррекция питания
-
Коррекция образа жизни (режима труда и отдыха)
-
Закаливание
-
Физкультурно-оздоровительные нагрузки
  -
-
-

-
-
Плавание
Бег
Мышечно-суставная гимнастика
Йога
Цигун
Физиотерапия
-
Терапия магнитным полем
-
Электрофорезы
-
Гипертермические ванны
Психотерапия
-
Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП)
.
-
Когнитивно-поведенческая терапия
.
-
Психоаналитическая терапия
.
-
НЛП (нейролингвистическое программирование)
.
-
Системная семейная терапия
.
-
Бихевиоральная психотерапия
.
-
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (BSFT)
-
Экзистенциальная психотерапия
Астрологический подход
-
астрологические консультации по личностным, профессиональным, семейным, финансовым вопросам и проблемам

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ

«Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С. Есенин

 

График приемов и консультаций:

Пн     10.30 – 22.00
Вт     10.30 – 22.00
Ср     10.30 – 22.00
Чт     10.30 – 22.00
Пт     10.30 – 22.00

Сб, Вс
и
праздничные дни – выходной

Консультации по телефону
проводятся:

ПО РАБОЧИМ ДНЯМ
В ПРИЕМНЫЕ ЧАСЫ

Обратная связь
freerider64@rambler.ru
+7(903) 108-84-98
Skype-Логин: black-yellowdragon

«Спрашивай - ибо познаешь, не спрашивай - научишься думать...»

Даосский афоризм


«О профилактике.

…Сохранение порядка, а не исправление беспорядка, является принципом мудрецов. Лечить заболевание после того, как оно возникло, всё равно, что копать колодец, когда захотелось пить, или ковать оружие, когда началась война».
(Из руководства по чжень-цзю терапии.)


"Коли доктор сыт-больному легче..."
( из к/ф "Формула любви")

"...Что с человеком ни делай, он продолжает неуклонно ползти на кладбище".

. . . . . . . . . . . . . . . . М.М.Жванецкий


ALIIS INSERVIENDO CONSUMOR. ALIIS LUCENS UROR.
(лат.)
– «Служа другим, себя трачу, светя другим, сгораю».

Предложил в качестве девиза медицины Ван Тульпиус,         голландский врач, ХVII век.    

OPTIMUM MEDICAMENTUM QUIES EST. (лат.) - «Лучшее лекарство - покой (спокойствие)»..

Авл Корнелий Цельс

MEDICUS AMICUS ET SERVUS AEGROTORUM EST. (лат.) 
"Врач - друг и слуга больных"

 

 

   
йй

Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.

Достоевский Ф. М.



Бог – такой же художник, как другие художники. Он создал жирафа, слона и кошку. У него нет своего стиля. Просто он всякий раз пробует сделать что-то другое.

П. Пикассо

 

 

страница 1   страница 2

 


Я  счел полезным привести ниже немного энциклопедической информации об искусстве:

Иску́cство (от церк.-слав. искусьство , ст.-слав. искоусъ —  опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Этимология слова «искусство», как в русском, так и в греческом языке (греч. τέχνη — «искусство, мастерство, умение, ремесло») подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение искусства: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими».
В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» — это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление).
Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям.

01

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Искусство есть практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Искусство - это ядро эстетической культуры, которая, в свою очередь, включает в себя эстетические ценности, эстетические потребности и способности (эстетическое восприятие, эстетический вкус и эстетический идеал), деятельность по их освоению и воплощению, эстетическое воспитание.
Эстетическая деятельность может быть и внехудожественной. Эстетические аспекты присутствуют в деятельности учёного, социально-преобразовательной деятельности, в быту, в спорте и т.п.
Особенности эстетического отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, «бескорыстности» эстетического переживания. Однако это лишь внешние особенности эстетического отношения к миру. И. Кант рассматривал эстетическое как «целесообразность без цели». Все окружающее в эстетическом отношении оказывается причастным человеку как деятельному, целеполагающему существу, но конкретный, практически ограниченный, имеющий определенные цели человек в эстетическом отношении как бы «не присутствует». Все вокруг наполнено смыслом, все имеет отношение к человеку, но конкретный, «конечный смысл» скрыт, все в эстетическом отношении, по словам Ф. Шиллера, лишь «обещание радости». В эстетическом отношении человек переживает свои собственные возможности, переживает человечность как свободное, осмысленное, творческое бытие, переживает себя в «горизонте возможного». Эстетическая ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развертывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий. Эстетическое мироощущение воплощает потребность человека «остаться собой» и «быть всем», потребность стать универсальным существом, проникнуть в законы звёздного неба и в глубины собственной души.
Искусство - это специализированная эстетическая деятельность. Оно существует для реализации эстетических ценностей, максимально активизирует эстетические переживания. Искусство концентрированно выражает эстетическое отношение к миру. В отличие от эстетического переживания, которое может существовать в любом виде деятельности, сопровождать её, искусство моделирует особую реальность - художественную, в которой эстетическое освоение мира заключено в особую "рамку", отгорожено от целесообразно-утилитарных видов деятельности.
В истории человеческой культуры издавна сосуществовали, сталкиваясь, а порой и переплетаясь, взгляды на искусство как на подражание природе (Ми́месис, или мимезис, др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание  — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности),  интерпретация искусства как творческого самовыражения, знаково-символическая концепция. То или иное понимание сущности искусства неотделимо от понимания мира, природы человека и взглядов на общество. В зависимости от понимания сущности искусства определяются его функции и происхождение. Понимание искусства как подражания действительности, её отражения возникает в античности и остаётся популярным вплоть до XX в. 
Для Платона искусство - это подражание миру чувственных вещей. Царство идей может стать предметом созерцания только мыслителя, художник создаёт "тени теней". Поэтому художественное произведение обманчиво, препятствует познанию истины, хотя и заразительно. В идеальном государстве Платона общение с искусством строго регламентировано. Художник, в отличие от философа, не восходит от отдельных прекрасных вещей к идее прекрасного, но, наоборот, идет от смутно предощущаемой идеи вещи к самой вещи. Это путь экстаза, одержимости; художник не контролирует движения своей души, причастной душе мировой. Платон фактически наметил контуры двух концепций искусства: искусства как выражения порывов души творца и искусства как подражания миру вещей.

02


Для Аристотеля искусство также основывается на подражательной способности. Подражание - это, по существу, познавательная способность. Искусство как подражательная деятельность включает также моменты удовольствия, которое основывается на радости узнавания. Искусство говорит о возможном, о том, что "могло бы случиться". Поэтому искусство не погрязает в воспроизведении частностей, в чём оно превосходит описательность истории. Аристотелю принадлежит разработка понятия катарсиса, очищения человеческой души от низменных страстей посредством созерцания - особой формы познания. Искусство обязательно включает элемент удовольствия, воспитывает, расширяет познавательный кругозор. Этот взгляд на искусство был крайне популярен в античности и в более позднее время. По словам Плутарха, переход от незнания к знанию труден, подобен резкому переходу от тьмы к свету. Искусство необходимо как низшее звёно в познании.
Основное назначение искусства - воспитание ума: "Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты" (Аристофан).

Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.

Сенека

Отношение к искусству как к подражанию природе - "лучшему мастеру форм" - характерно для эпохи Возрождения. Воспроизведение природы и лучшего её творения - человека - основная задача искусства, достижение внешнего правдоподобия оказывается сферой приложения специального знания - анатомии, математики, статистики. Деятели художественной культуры Возрождения ориентировались на идеал, выверенный с помощью точного знания. С другой стороны, художественная культура Возрождения - это культура признания безграничности творческого развития человека, его совершенствования; она стирала грани между телесным и духовным, "внешнее" делала равноценным "внутреннему". "Человеческий взгляд на мир" - линейная перспектива в живописи - становится преобладающим. Так рождается "иллюзионизм" - удвоение реальности, в котором закрепляется абсолютность человеческой субъективности, столь критикуемая философией искусства в ХХ в..
В VII в. теоретик эпохи классицизма Н. Буало также исходил из принципа подражания природе. Однако Буало, опираясь на идеи французского рационалиста Р. Декарта, его программу очищения разума от страстей, выдвигает идею подражания природе не в её чувственно-вещных характеристиках, но природе как постигаемой разумом структуре. Критерием красоты оказывается ясность, выявляемая только разумом. Соответственно, ведущим искусством классицизма оказывается литература. Нормативность, наличие строгих законов построения художественного произведения, в том числе единства места, времени, действия, требование тождества характеров, стремление изображать общее отличали теорию и практику искусства классицизма. Искусство изображает не человека, а идею его характера - тип человека. Тартюф Мольера - это лицемерие, Гарпагон - скупость, Журден - глупость. Изображая человеческие типы - воплощения долга, патриотизма, героизма, искусство дает человеку ясные образцы, на которые он должен ориентироваться в жизни. Особая модель человека нового времени, согласно которой познавательная способность тождественна сущности человека, определяет и воспитательное назначение искусства. В век Просвещения основное назначение искусства и его сущность также определялись его познавательной функцией. Художник ничего не изобретает, однако он наделён более острым зрением, нежели обычный человек, который не может самостоятельно увидеть истинное положение вещей. Познавая, искусство морализирует, становится "школой нравственности", воспитывает гражданина.

«Когда уничтожена человечность, нет больше искусства. Соединять красивые слова — это не искусство».

Брехт Б.

Познавательная природа искусства в эпоху Просвещения становится основой выполнения искусством не только морально-воспитательной, но и идеологической функции - "приговора о явлениях жизни". Аргумент «от природы», ссылка на бесстрастное копирование художником существующих объективных тенденций оказывается наиболее убедительным в процессе идеологического воздействия. Идея эта была подхвачена и предельно ясно выражена уже в XIX в. Н. Г. Чернышевским: «Воспроизведение жизни, - писал он, - общий, характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни».

03

Для сторонников теории самовыражения искусство является безграничной сферой проявления ничем не ограниченной активности. Представители немецкого романтизма рассматривали искусство в качестве внутреннего шифра души художника. "Музыкант, - писал Новалис, - изымает существо своего искусства из самого себя, и никакое подозрение, что он подражает кому-то, не может коснуться его". Искусство превращается в средство самолюбования, самооправдания, в средство компенсации своих нереализованных желаний. В этой версии художник-творец в искусстве как бы «удваивает» свои слабости, свою ограниченность и наслаждается ими в искусственно созданном им самим мире.  Эмоциональная перегруженность т.н. искусства делает его естественным средством "заражения" читателя, зрителя эмоциями автора. Искусство с этой точки зрения превращается в исповедь. По мнению Л.Н. Толстого, искусство опирается на единство душевного опыта людей: "Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства. А другие люди заражаются этими чувствами и переживают их". Так понимаемое искусство повышает силу обычных, неэстетических человеческих переживаний, организует эти переживания и направляет человеческую энергию в нужное социальное русло.  Знаково-символическая концепция рассматривает искусство не в привычной системе "человек- мир", но либо как абсолютно замкнутую, автономную систему деятельности, либо как форму связи человека с чем-то запредельным, с Богом.
История подхода к искусству как к знаково-символической системе - это его современная история. В наши дни особую роль в изучении искусства играет семиотика. Эта наука, появившаяся в конце XIX века, рассматривает широкий спектр проблем с точки зрения коммуникации и знаковых систем. Юрий Лотман (1922—1993), выдающийся советский культуролог и семиотик, в своих работах предложил семиотический подход к культуре и описал коммуникационную модель для изучения художественного текста. При таком подходе искусство рассматривается как язык, то есть коммуникационная система, пользующаяся знаками, упорядоченными особым образом.
Однако и в прошлом существовал подход к искусству как к деятельности, результаты которой открывают нам дорогу в иной, потусторонний мир. Особенности иконописи как элемента художественно-эстетической культуры можно понять только в рамках символической концепции искусства. Иконопись исключает как безудержную свободу самовыражения, полет фантазии художника, так и поверхностное правдоподобие - «иллюзионизм» картин, написанных на религиозные сюжеты. Византийский богослов VIII в. Иоанн Дамаскин рассматривал икону как символ, с помощью которого можно прийти к самому божественному прообразу. Символ носит знаковый характер, он указывает на нечто иное, отличное от него самого. В то же время символ не является простым условным обозначением, безразличным тому, что он символизирует. Символ - это часть некоей целостности, которая связана с этой целостностью бесчисленными связями. Часть помогает нам понять целое, от символа, приложив известные усилия, можно прийти к символизируемому. Но путь этот не прост; не существует однозначных правил интерпретации символа, он указывает и скрывает одновременно. Восприятие иконы требует сложного творческого процесса интерпретации, эстетическая сторона восприятия иконы проявляется в освобождении человеческого сознания от привычных оков повседневности; все изображенное на иконе «преображено» с иной, нечеловеческой точки зрения. Так, в пространстве иконы отсутствует прямая перспектива, пространство лишено привычной глубины, предметы повернуты к нам таким образом, какого привычное человеческое восприятие не допускает, предметы как бы развернуты на плоскости, нарушены привычные пропорции, источник света как будто помещен внутри иконы, события, происходящие в разное время, изображены «рядом». На иконе как целостном религиозно-эстетическом символе за явным постоянно угадывается тайное - "письмена Бога".
Современное искусство, в котором отсутствуют строгие правила, каноны, символика которого далека от религиозной, тем не менее, чаще всего функционирует в рамках знаково-символической концепции. По мнению современного испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета, современное искусство идет по пути «дегуманизации»,т.е. изживания «слишком человеческого» содержания индивидуальной ограниченности, субъективной пристрастности, самонадеянного стремления художника-творца к самовыражению. До сих пор искусство либо изображало природу ее привычными человеческому глазу формами (точнее, наше видение природы), либо человека, с его чувствами. Это замыкало человека в «самом себе», не давало возможности выйти за рамки какой-то одной ограниченной точки зрения, которую «навязывал» зрителю, слушателю, читателю автор. Искусство должно научиться быть «скромным»: художник должен понять, что он воссоздает на полотне не при роду «как она есть» и не человека во всем драматизме и богатстве его внутреннего мира, а лишь отдельные состояния человеческой души и лишь определенное, исторически и индивидуально ограниченное видение человеком природных форм. Лишь когда художник поймет, считает Ортега-и-Гассет, что его задача - конструирование выдуманного мира, а не исповедь и не проповедь, он станет подлинно свободным, сможет с помощью искусства совершить невозможное - преобразовав наше видение мира, изменив с помощью метафоры наши переживания при восприятии искусства. Именно такой инструмент искусства, как метафора (особый художественный прием, связанный с перенесением свойств одного предмета на другой) - «игрушка, которую оставил человеку Бог», - позволяет с помощью искусства постичь то, что находится слишком далеко от нас, до чего мы не можем «дотянуться» с помощью понятий. Метафора - это своеобразная «удочка» по уловлению разнообразных сторон бытия, это «мыслеобраз». С помощью метафоры мы становимся способными разрушить «иллюзионизм», воспроизведение привычного образа реальности. И хотя, по словам Ортеги-и-Гассета, современное искусство лишено религиозного характера, оно не стремится к познанию «актуальной бесконечности» - Бога, оно, тем не менее, становится средством уловления «потенциальной бесконечности» - мира человеческих возможностей. Искусство - это как бы постоянно движущая смотровая площадка, стоя на которой мы обозреваем мир, постоянно меняет точку обзора. В современном искусстве знаковая природа художественного образа становится его сущностью. Художественные образы отсылают читателя не к самой реальности, а друг к другу, постоянно наращивая пласты значений. Процесс восприятия художественного произведения превращается в многоступенчатый процесс расшифровки.

04

По поводу происхождения искусства существует ряд теорий. Сторонники биологизаторской концепции, выдвинутой ещё Ч. Дарвиным, усматривают исток искусства в потребности привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украшая себя. К биологизаторской концепции искусства с известными оговорками можно отнести и психоаналитическую теорию 3.Фрейда. Искусство возникает из аффективных конфликтов психики; искусство - форма вытеснения и видоизменения влечений человека (использование энергии элементарных влечений для более высоких целей). Игровая теория (Спенсер Г., Аллен Г., Гросс К. и др.) причины возникновения искусства усматривает в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости "тренировки" для усвоения социальных ролей. В рамках магической теории искусство оказывается формой различных видов магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека.
Г. В. Плеханов, сторонник трудовой теории, считал, что искусство - "дитя труда", а не игры; полезные качества предметов затем становятся объектом художественного наслаждения. Трудовой процесс, магические действия, игра, манипуляции по "привораживанию" сексуального партнёра в мифологическом мышлении первобытного человека составляли единое целое. Миф для первобытного человека был универсальной формой жизни и мысли, необходимой формой освоения окружающего.

05

Все четыре версии происхождения искусства можно назвать лишь абсолютизацией универсальной синкретической (нерасчленённой) формы архаической человеческой деятельности - мифа. Мифу присущи те особенности, которые можно обнаружить в современном художественном произведении: эмоциональная насыщенность, образность, вариативность, ценностная окрашенность, отсутствие субъект-объектной противопоставленности. Однако если современное художественное произведение окрашено личностно-смысловым отношением, то "праискусство" ориентировано на коллективную значимость. Так, в изображении фигур, столь часто встречающихся в архаической культуре, гиперболизированы плодоносные функции женщины, имеющие коллективно-родовую значимость. Образность первобытного искусства не носила метафорический, "переносный" характер, а имела значение символа, онтологически (бытийно) связанного с символизируемым. Символ в рамках мифологического мышления - не изображение или обозначение вещи, но сама вещь. Прекрасные "обобщённые" изображения животных на стенах древних пещер - это не любование движением в "чистом" виде, это овладение животным через создание изобразительного символа движения. Наконец, совмещение, казалось бы, несовместимых признаков в одном изображении, появление, например, множества ног у животного или изображение человека с головой животного - то, что мы назвали бы свободной игрой фантазии, - есть воплощение принципа "оборотничества" мифа, превращаемости всего во всё.
Подводя итоги, можно утверждать, что искусство не тождественно мифу, но выросло из универсальных структур мифологического освоения действительности, содержащего в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельные моменты. Искусство и до сих пор несёт в себе элементы мифологического мышления; невозможно понять искусство, не учитывая его сходства с мифом. Проблема функций искусства тесно связана с представлениями о сущности искусства, его происхождении, направлении его эволюции.
Если ограничиться простым перечислением функций, то можно назвать следующие: эстетическая функция, познавательная, коммуникативная, гедонистическая (функция наслаждения), эвристическая (творческая), катарсическая ("очищающая"), социально-организующая, воспитателъная, игровая, компенсаторная. По поводу содержания функций искусства, соотношения различных функций между собой до сих пор ведутся споры. Если искусство есть сгущение, концентрация эстетического отношения к действительности, осуществляемая с помощью моделирования особой художественной реальности, иллюзорного мира, который не претендует на подлинность, то эстетическая функция искусства будет не "первой среди равных", но основной, определяя особенности проявления других функций. Эстетическое воздействие искусства выражается, по словам крупнейшего отечественного психолога Л. С. Выготского, в "отсроченной реакции", опосредованной сложной работой мысли. Катарсическое воздействие художественного произведения и выражает собственно его эстетическую сущность.
Искусство очищает нашу душу, просветляет, видоизменяет наши эмоции, как писал ещё Аристотель. Парадоксальность художественно-эстетической эмоции стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям. Искусство в своей эстетическо-катарсической функции "просветляет", очищает эмоции путём расширения их предмета. Искусство обращает человека к самопознанию, преображая "фальшивые" театральные слёзы в настоящие. Оплакивая смерть трагического героя, зритель фактически предощущает возможности, которые таит в себе его собственная смерть, эстетическое переживание носит обобщенно-символический характер. Оно воздействует на нашу познавательную способность в целом, а не способствует познанию конкретных явлений, оно интенсифицирует нашу внутреннюю жизнь, но не формирует отдельные поведенческие навыки. Эстетические эмоции есть сигналы пробуждения в нас способности к творчеству, жажды осмысленной, свободной жизни. Поэтому жёсткое разделение познавательной, воспитательной, игровой функций искусства не имеет смысла, можно говорить лишь о различных модусах, способах функционирования искусства в нашей жизни.         http://www.emc.komi.com/02/09/051.htm

06

(В качестве оформления были использованы произведения современного голландского импрессиониста Виллема Хенретса).

 

страница 1   страница 2