Лечение заболеваний, реабилитация после травм и операций опорно-двигательного аппарата:
-
контрактуры суставов, остеоартроз - коксартроз, гонартроз и пр., артрит, остеохондроз, протрузии и грыжи межпозвоночных дисков
Лечение заболеваний нервной системы:
-
неврит (нейропатия), невралгия, радикулит, плексит, ганглионит, инсульт, рассеянный склероз, мигрень, головные боли напряжения, вегетативная дисфункция (вегетососудистая дистония), нарушения сна, неврастения и другие неврозы
Лечение заболеваний ЖКТ и системы пищеварения:
-
гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, рефлюкс-эзофагит, холецистит, желчнокаменная болезнь, заболевания печени и поджелудочной железы, дисбактериоз, запор и пр. нарушения дефекации, колит и другие заболевания кишечника, интоксикации
Лечение заболеваний органов дыхания:
-
бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, ринит, гайморит, ларингит, фарингит, хронический кашель
Лечение заболеваний мочеполовой системы:
-
цистит, пиелонефрит, простатит, воспаления яичников, эректильная дисфункция, мочекаменная болезнь, подагра
Лечение эндокринных заболеваний:
-
диабет, ожирение, мастопатия, заболевания щитовидной железы, надпочечников, снижение иммунитета
Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы:
-
гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, болезни сердца, атеросклероз, венозная недостаточность, варикозное расширение вен, геморрой
Лечение заболеваний кожи:
-
нейродермит, экзема
 
Психотерапия, коррекция и профилактика эмоциональных, когнитивных и поведенческих расстройств
-
Депрессии
-
Истерии
-
Страхи
-
Навязчивые состояния
-
Импульсивность
-
Зависимости
-
Характерологические проблемы (тревожность, мнительность, конфликтность, нерешительность, неуверенность, ригидность, "зацикленность" и др.)
-
Проблемы социальных взаимоотношений (супружеских, детско-родительских, партнерских, служебно-иерархических, взаимоотношений в коллективе)
Познание, самопознание, развитие личности
-
Вопросы идеологии человеческого существования
-
Философия отношений человека и среды, космологичность человеческого Бытия
-
Вопросы формирования и развития мировоззрения, мировзаимоотношения и миропонимания
   
 

Мануальный подход
-
Мануальная терапия
-
Массаж
-
ПИР (постизометрическая релаксация)
Рефлексотерапия
-
Корпоральная иглорефлексотерапия
-
СУ-ДЖОК терапия (корейская акупунктура)
-
Аурикулопунктура (акупунктура по ушной раковине)
-
Игольчатые аппликации
-
Цзю-терапия (полынные прогревания)
Медикаментозный подход
-
Гомеопатия
-
Фитотерапия
-
Добавочная терапия (БАД, витамины, микроэлементы)
Оздоровительный (комплексно-антистрессовый подход)
-
Лечебная физкультура
-
Коррекция питания
-
Коррекция образа жизни (режима труда и отдыха)
-
Закаливание
-
Физкультурно-оздоровительные нагрузки
  -
-
-

-
-
Плавание
Бег
Мышечно-суставная гимнастика
Йога
Цигун
Физиотерапия
-
Терапия магнитным полем
-
Электрофорезы
-
Гипертермические ванны
Психотерапия
-
Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП)
.
-
Когнитивно-поведенческая терапия
.
-
Психоаналитическая терапия
.
-
НЛП (нейролингвистическое программирование)
.
-
Системная семейная терапия
.
-
Бихевиоральная психотерапия
.
-
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (BSFT)
-
Экзистенциальная психотерапия
Астрологический подход
-
астрологические консультации по личностным, профессиональным, семейным, финансовым вопросам и проблемам

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ

«Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С. Есенин

 

График приемов и консультаций:

Пн     10.30 – 22.00
Вт     10.30 – 22.00
Ср     10.30 – 22.00
Чт     10.30 – 22.00
Пт     10.30 – 22.00

Сб, Вс
и
праздничные дни – выходной

Консультации по телефону
проводятся:

ПО РАБОЧИМ ДНЯМ
В ПРИЕМНЫЕ ЧАСЫ

Обратная связь
freerider64@rambler.ru
+7(903) 108-84-98
Skype-Логин: black-yellowdragon

«Спрашивай - ибо познаешь, не спрашивай - научишься думать...»

Даосский афоризм


«О профилактике.

…Сохранение порядка, а не исправление беспорядка, является принципом мудрецов. Лечить заболевание после того, как оно возникло, всё равно, что копать колодец, когда захотелось пить, или ковать оружие, когда началась война».
(Из руководства по чжень-цзю терапии.)


"Коли доктор сыт-больному легче..."
( из к/ф "Формула любви")

"...Что с человеком ни делай, он продолжает неуклонно ползти на кладбище".

. . . . . . . . . . . . . . . . М.М.Жванецкий


ALIIS INSERVIENDO CONSUMOR. ALIIS LUCENS UROR.
(лат.)
– «Служа другим, себя трачу, светя другим, сгораю».

Предложил в качестве девиза медицины Ван Тульпиус,         голландский врач, ХVII век.    

OPTIMUM MEDICAMENTUM QUIES EST. (лат.) - «Лучшее лекарство - покой (спокойствие)»..

Авл Корнелий Цельс

MEDICUS AMICUS ET SERVUS AEGROTORUM EST. (лат.) 
"Врач - друг и слуга больных"

 

 

   
....

О спокойствии:

«Считай за признак полного развития, если тебя не будет смущать никакой шум, не будут волновать никакие голоса, слышатся ль  в них льстивые слова или угрозы, или просто пустые звуки. Полное владение собой, спокойствие, которое не нарушается никакими житейскими волнениями, есть признак наивысшего психического здоровья».

Марк Аврелий

 

 

Телесно-ориентированная психотерапия


Приступая к описанию телесно-ориентированной психотерапии, будет уместным вспомнить определение психосоматики и ее феноменологии. Итак, психосоматика – это область клинической психологии, которая изучает влияние психических факторов на возникновение и развитие соматической патологии. Психосоматика как психология телесности является областью психологии, изучающей взаимное влияние психики и тела на разных возрастных этапах в норме и патологии.
Телесно-ориентированная психотерапия является подходом, рассматривающим телесные феномены как формы проявления жизнедеятельности целостной личности, напрямую связанные с психической деятельностью последней. Таким образом, метод телесно-ориентированной психотерапии является  методом, непосредственно вытекающим из психосоматической парадигмы.
Необходимо разделить все подходы и формы работы в телесно-ориентированной психотерапии на два принципиально различных направления. Первое – это формы работы с телом на языке тела, второе – работа с телом на языке сознания. Механизмы эффективности психотерапевтических воздействий, относящихся к первому направлению, основаны на перераспределении энергии в теле человека. Механизмы работы с телом на языке сознания обусловлены отношением к телесным проявлениям как к моделям различных паттернов личностного функционирования.

Работа с телом на языке тела

 

Механизм перераспределения энергии находит свое применение в трех принципиально различных категориях средств психотерапевтического воздействия. Первая категория осуществляет перераспределение энергии за счет целенаправленного воздействия на мышечные блоки и зажимы. Мышечным зажимом принято называть постоянное, фоновое напряжение одной конкретной мышцы, не соответствующее никакой выполняемой в данный момент работе. В каждом мышечном зажиме содержится в «законсервированном виде» некий прежний травматичный опыт, заставляющий человека в дальнейшем распределять энергию неадекватно сложившимся в данный конкретный момент внешним и внутренним обстоятельствам. Мышечным блоком называется комбинация таких зажимов, которая приводит к затрудненному протеканию энергии на каком-то определенном участке. Мышечным зажимом может считаться не только неадекватно напряженная, но и постоянно неадекватно расслабленная мышца. Соответственно, и мышечные блоки так же могут быть двух видов.  У некоторых авторов можно встретить подобную терминологию – «гиперблок» и «гипоблок».
Средства первой категории чаще всего применяются в вегетотерапии В.Райха и биоэнергетике А.Лоуэна. Эффективность в такой работе достигается за счет высвобождения энергии, сконцентрированной в неадекватно (то есть вне соответствия с осуществляемой в каждый конкретный момент деятельностью) напряженных мышцах, ее более конструктивного распределения и получения доступа к более свободному самовыражению человека. Происходить это может в результате направления в неадекватно напряженную мышцу (или группу мышц) дополнительного количества энергии за счет либо воздействия на последние, либо за счет специально организованного взаимодействия, либо за счет привлечения внимания клиента к мышце или группе мышц, участвующих в предлагаемом действии. В результате неадекватно расслабленная мышца активизируется, а неадекватно напряженная получает возможность расслабиться.
Во вторую категорию средств терапевтического воздействия можно включить все способы работы с дыханием клиента – ведь кислород, поглощаемый в процессе дыхания, является источником энергетического питания мышц. Естественными следствиями изменения дыхания являются изменения общего количества энергии и работы мышц, участвующих в процессе дыхания, что, в свою очередь, обеспечивает процесс перераспределения энергии в теле. Не менее важно, что в результате концентрации клиента на самом процессе дыхания, он получает возможность сосредоточения на собственных чувствах и телесных ощущениях.
В третью категорию средств, обеспечивающих перераспределение энергии в теле, входят любые действия клиента и его взаимодействия с терапевтом или другими участниками терапевтической группы, позволяющие ему получить новый непосредственно телесный опыт. Такие средства терапевтического воздействия предполагают включенность в действие или взаимодействие всего тела человека. Эффективность такого рода работы обеспечивается за счет расширения спектра доступных телесных паттернов, а значит освоения новых способов распределения энергии.

Работа с целенаправленным воздействием на мышечные зажимы и блоки.
Вегетотерапия В. Райха.
В качестве основного подхода постулирована работа не с заявленной клиентом (в терминологии В.Райха – пациентом) проблемой, а с состоянием определенной зоны в теле, являющейся материальным субстратом этой проблемы. По идее В. Райха, оргонная энергия в норме беспрепятственно протекает по нашему телу, исключительно для совершения каких-то определенных действий, адекватных реальным внешним условиям. Но ее нормальное движение осложняется тем, что  в нашем теле существуют три биологических возбуждения, проявления которых являются нежелательными с точки зрения социума и потому всеми возможными способами блокируются. Начиная с раннего детства, под воздействием родителей и прочих значимых взрослых человек привыкает к тому, что эти три возбуждения – гнев (и его вариации – ярость, раздражение, агрессия и пр.), тревожность (страх, испуг, ужас и пр.) и сексуальное возбуждение необходимо всячески сдерживать, не позволяя им проявляться.
В результате всего этого в теле человека формируются, по мнению В.Райха, мышечные блоки, состоящие из мышечных зажимов.
С точки зрения основоположника телесно-ориентированной психотерапии, все наше тело может быть разделено на семь сегментов. Каждый из них расположен параллельно земле и вследствие этого – перпендикулярно направлению протекания оргонной энергии. Мышечный блок – это комбинация зажимов в мышцах, входящих в какой-нибудь один сегмент, препятствующая свободному протеканию энергии внутри этого сегмента. При этом в каждом сегменте блокируются вполне определенные формы проявлений и переживаний трех «неприемлемых» биологических возбуждений. Сугубо индивидуальную комбинацию блоков на различных сегментах Райх назвал характерным панцирем – иначе говоря, тем самым материальным субстратом, который формирует характер и обеспечивает формы его внешнего проявления. Фактически получается, что неповторимый и уникальный характер каждого человека есть комбинация привычных мышечных напряжений, или, иначе говоря, наших специфических  ограничений естественного процесса жизнедеятельности. В характерный панцирь входит семь сегментов – глазной, челюстной, горловой, грудной, диафрагмальный, брюшной и тазовый.
По мнению Райха, в распоряжении психотерапевта имеются три основных средства для распускания мышечного панциря. Первое – глубокий, доверительный и принимающий контакт с клиентом. Второе – это накопление энергии в теле посредством глубокого дыхания. Райх имел в виду, что когда энергии будет достаточное количество, она сама проложит себе путь через все препятствия, зажимы и блоки. Так замусоренное русло реки можно расчистить, постепенно вынимая из него посторонние предметы, а можно искусственно усилить поток воды, и тогда он сам смоет все наносное и мешающее. И третье средство, которым Райх, по отзывам его клиентов, пользовался виртуозно, – это непосредственное воздействие на напряженную мышцу. Воздействие в этом случае должно быть таким, чтобы довести существующее напряжение до нестерпимого предела, за которым мышца чисто по физиологическим причинам не сможет поддерживать привычный уровень напряжения. Терапевт фантастически точно обнаруживал в теле пациента каждую неадекватно напряженную мышцу, а затем сильнейшим проникающим массажем, ущипыванием, скручиванием и прочими малоприятными действиями заставлял ее расслабиться. Обычно в этот момент пациент, наконец, получал доступ к тому переживанию, которое в свое время оказалось законсервированным в напряжении этой мышцы. И вот тогда без «доверительного и принимающего контакта» было уже не обойтись, потому что психотерапевт должен был помочь пациенту принять и пережить давно забытое или находящееся под запретом переживание.

Биоэнергетика А.Лоуэна.
В рамках метода А.Лоуэна работа с пациентом складывается из двух источников – анализа личной истории и работы с хроническими напряжениями в теле. С точки зрения биоэнергетического подхода хронические напряжения в теле человека являются следствием внутреннего конфликта, не находящего решения. Этот конфликт возникает из противоречия между принципом удовольствия, лежащим в основе биологической природы человека, и реальностью, в которой могут встречаться ограничения и запреты. Конфликт представлен не только в психике человека, но и обязательно в его теле, поскольку является результатом столкновения двух телесных двигательных импульсов: импульса, направленного на достижение удовольствия, и импульса, который запрещает или ограничивает это. Единичный запрет не создает хронического напряжения, но если ситуация запрещения является постоянной, то запрет усваивается, переходит во внутренний план и становится «внутренней нормой» поведения. Однако не получивший удовлетворения импульс к получению удовольствия не находит выражения, т.е. не происходит разрядки действием, и для соблюдения социальных норм человеку оказывается необходимым тратить усилия не только собственно на действия, но и на удерживание самого себя от ненормативного, «ненормального» поведения. Таким образом, конфликт теряет свою внешнюю представленность в действии, но не исчезает, а интериоризуется.
На энергетическом плане это означает, что происходит расщепление общего потока энергии и теряется внутренняя целостность человека. Более того, разделенная энергия не рассеивается, а образует разнонаправленные потоки, часть из которых не имеет возможности для внешнего выхода. Эта запертая энергия существует в виде мышечного блока, снижающего жизненный тонус человека и порой приводящего к возникновению соматических заболеваний.
Биоэнергетическая психотерапия ориентирована на восстановление целостности пациента путем разрешения этого внутреннего конфликта. В тех случаях, когда это удается, запертая энергия находит адекватные пути для своего проявления – у человека возникают новые способы поведения, улучшается самочувствие, изменяется отношение к миру и самому себе.
Еще одна область, попадающая в фокус внимания терапевта, – это область энергетики. Для описания энергетики пациентов А. Лоуэн использует понятие «характер», в котором, помимо энергетических характеристик, содержится описание психологических особенностей и проявления телесных черт каждого типа характера.
Характером в биоэнергетике называется фиксированный паттерн поведения, посредством которого человек берет под контроль свое стремление к получению удовольствия. В теле это выражено в форме хронического, обычно бессознательного мышечного напряжения, определенным образом блокирующего или ограничивающего импульс достижения.
А.Лоуэн выделяет пять основных типов характера – шизоидный, оральный, мазохистский, психопатический и ригидный. Основой для такой классификации послужило представление о пяти базовых правах личности, каждое из которых актуализируется на определенном этапе раннего развития человека:
- право жить, существовать
- право быть обеспеченным в своих потребностях
- право быть автономным и независимым
- право быть независимым через сопротивление
- право желать и двигаться в направлении удовлетворения.
С точки зрения А.Лоуэна, работа с телом должна сопровождаться анализом, приводящим пациента к осознанию причин возникновения его внутренних конфликтов.
Работа ведется в области мышечной системы в сторону уменьшения напряжений ( А.Лоуэн, как и его великий предшественник В.Райх, очень часто использует принцип запредельного (охранительного) торможения. Т.е. терапевт предлагает клиенту совершать некие действия, усиливающие существующие напряжения, с целью довести эти напряжения до того максимума, за которым по чисто физиологическим причинам должно последовать расслабление), в области сознания – в направлении возвращения вытесненных травматических  событий, в эмоциональной  сфере – обогащается и расширяется спектр чувств, переживаемых пациентом.

Классификация проблемных паттернов дыхания по А.Выховски.
Дышать по А. Выховски означает:
«строить связи с миром, наводить мосты. Там, где мостов нет, дыхание угасает. Осознав, как много миров дыхание связывает между собой, мы можем еще острее ощутить его богатство – и, прежде всего, связь бессознательного с сознанием. Процесс дыхания произволен и бесконечен, «оно» дышит нами, пока мы живы. В то же время мы можем произвольно управлять дыханием, сознательно формировать его.
Кроме того, диафрагма соединяет верхнюю часть тела с нижней, а также спину с передней частью тела. Идет обмен импульсов между областью сердца и точкой «хара» (в восточных телесных практиках – некий энергетический центр организма, источник жизненной силы), между двигательной сферой и сферой чувств, при условии, что мы позволяем этот обмен.
И, наконец, этимология греческого, латинского, древнееврейского слова и санскрита напоминает нам о тесном сплетении дыхания, жизни и души, о вечном взаимодействии между священным духом, создающим жизнь, и естественным природным дыханием, жизнь сохраняющим.
Традиционно считается, что душа соединяет нематериальный мир чистого духа с плотской чувственной природой тела. Дыхание связывает эти два мира, привносит дух в материю».
Дыхание не только регулирует другие системы, но само подвержено воздействию различных факторов. Можно сказать, что дыхание и вся жизнедеятельность человека образуют систему, саморегулирующуюся с помощью двойных  и множественных обратных связей.
В своей классификации А.Выховски опирается на периодизацию раннего развития, взятую из традиции биосинтеза, которая описывает четыре фазы развития ребенка, а значит и его взаимодействие с окружающим миром.
Первая фаза называется тактильной, или фазой рождения. Главным для нее является построение базовой связи, взаимоотношений матери и ребенка, чтобы рождение человеческого существа произошло в максимально безопасном и доброжелательном окружении. Ребенок получает представление о мире через кожу и органы чувств.
Вторая фаза – оральная, или фаза кормления. Основное значение имеет «радость получения от других». Потребности организма приводят к динамическому контакту с  другим человеком и, следовательно, с миром – через область рта как моторного центра. Необходимо, чтобы этот контакт  и получаемая во время него поддержка были достаточными, чтобы ребенок научился определять и выражать свои потребности и их фрустрации.
В третьей, анальной фазе, или фазе роста и контроля, у ребенка развивается все большее количество способностей, умений и навыков. Моторные и речевые навыки помогают становлению воли и автономности. Вопрос регулирования анальной области распространяется на более общие вопросы контроля и сепарации, а также исследования возможных границ конфликта.
В четвертой, генитальной фазе, или фазе поиска близости и единства, растет осознание собственной половой идентичности в различных социальных контекстах. И если его коммуникации проходят в целом благополучно, то это закладывает основы для интеграции ума, души и сексуальности, а так же для равновесия между либидозными импульсами и творческим выражением.
Во время каждой из этих фаз формируются четыре базовых паттерна человеческого взаимодействия. В случае серьезных нарушений нормального развития, по мнению А.Выховски, эти паттерны формируются как проблемные. Соответственно, каждой фазе развития соответствует  определенное нарушение физиологического и личностного функционирования человека и, следовательно, конкретное нарушение естественного процесса дыхания. Ключевой задачей, решаемой во время первой фазы, Выховски считает способность человека по настоящему присутствовать в мире, существовать, принимая его и себя в нем. Внимание психотерапевта при распознавании наличия у клиента проблемы, связанной с нарушениями первой фазы развития, направлено на то, в какой степени последний находится в контакте с самим собой и терапевтом. В дыхании отсутствие такого контакта и, следовательно, ключевая проблема включенности и принятия проявляется в разбалансированном,   поверхностном дыхании, на котором сам клиент практически не в состоянии сосредоточиться. Такой вариант Выховски называет первым проблемным паттерном дыхания.
Основная задача второй фазы – научиться обращаться со своими потребностями. Дыхание снабжает тело энергией, поэтому в основе данного паттерна лежат циклы накопления и выброса энергии. Поверхностное дыхание создает дефицит питания и энергии в организме, что препятствует распространению двигательных импульсов. Соответственно, устойчиво неглубокий, поверхностный вдох является основным диагностическим признаком второго проблемного паттерна дыхания.
Суть третьей, анальной фазы – сепарация и автономия. Для этого должны быть выстроены границы, защищающие человека от того, чего он не хочет, и определенные навыки, чтобы добиться того, чего хочет. Развитие на этой стадии включает такие важные виды деятельности, как ходьба и речь. Воля и способности быстро развиваются, а вместе с ними растет борьба за контроль, власть и влияние. При нормальном развитии это выражается в стремлении соотнести свой выдох с действиями и выражением эмоций   , выдох является биологическим выражением способности презентировать себя в мире, самовыражаться и самореализовываться. При нарушениях в развитии на этой фазе формируется третий проблемный паттерн, мешающий полноценному выдоху, а соответственно, и выражению своих чувств и притязаний.
Основная тема четвертой фазы – способность человека к встрече и коммуникации, включающая в себя сексуальность и вопросы пола, но выходящая за их пределы в область базовых проблем, человеческих отношений и смыслов. Главным диагностическим признаком четвертого проблемного паттерна дыхания является неспособность сохранять устойчивое, ровное, глубокое дыхание при глубоком, по настоящему интимном, очень личном контакте с терапевтом.
Предметом деятельности психотерапевта и являются эти самые проблемные паттерны. Для психотерапевтической работы с каждым из них определена своя специфическая конечная цель.
Такой целью для работы с первым паттерном, соотнесенным с проблемой включенности и принятия, становится помочь клиенту установить контакт с собственным дыханием. Для достижения этой цели терапевт работает с различными положениями тела клиента и разного рода прикосновениями, чтобы усилить контакт клиента с самим собой. Главной задачей для клиента становится отпустить себя, расслабиться. Когда первая поза выбрана, и клиент позволил терапевту осуществить прикосновение, тот должен постараться осуществить контакт между своими руками и телом клиента. Признаком правильного контакта является «да» - реакция в дыхании клиента, когда оно становится более глубоким и ровным. Далее следует переходить к медленным движениям с целью углубить дыхание. Нарастание интенсивного контакта с самим собой может вызвать глубокие переживания, двигательные импульсы, усиление контакта с терапевтом, вербального и невербального. Иногда актуализируются старые травмы, и тогда терапевт помогает клиенту осознать их, прожить и интегрировать.
Целью работы со вторым проблемным паттерном дыхания, отражающим проблему неумения распознавать и адекватно удовлетворять свои потребности, становится исследование возможности повышения низкого энергетического уровня клиента и стимуляция импульсов вдоха. Напрямую этого можно добиться сильным надавливанием на грудную клетку. Однако во многих случаях реакция клиента на стимуляцию терапевта остается слишком слабой. Тогда нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия, сопрягая их с вдохом. Активизируя руки, начиная с кистей,  а также нижнюю челюсть клиента, можно помочь ему получить опыт осознанного выражения своих потребностей – скажем, предложить схватить руки терапевта и сжимать их, тянуть на себя или посасывать их на вдохе. При такой работе могут проявиться самые разные варианты проблемы осознания собственных потребностей, а так же их выражения физически и вербально.
Работа с дыханием в рамках третьего проблемного паттерна и, соответственно, с проблемой сепарации и автономии, нацелена на равновесие границ и адекватность выражения эмоций. Центральная тема данного паттерна взаимодействия – связь дыхания с самоутверждением, личностная интеграция с помощью дыхания в рамках социальных интеракций. Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере – с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Главным в работе является отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации. В терапевтической практике  в качестве прямого телесного контакта – давление, отталкивание, в качестве дистантного контакта – ясно выраженные стоп-сигналы. Для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр возможных реакций клиента довольно широк – от мягкого, расслабляющего отпускания контроля  до катарсических выбросов эмоций и вегетативных реакций.
В терапевтической ситуации при работе с четвертым проблемным паттерном дыхания, отражающим проблемы способности человека к встрече и коммуникации, важны внутренняя интеграция ума, души и сексуальности. Целью психотерапии становится предложение клиенту опыта человеческого общения на разных уровнях близости. Чем более открыт и полон взаимный контакт двух людей, использующий экспрессивные возможности голоса, взгляда, жестов и движений, тем более встает проблема стыда, с одной стороны, и проблема соблазнения и чрезмерного сокращения дистанции, с другой. Именно дыхание выявляет степень интенсивности переживания, которую клиент может выдержать и выразить. Задача терапевта сложна, так как он тоже вовлечен в этот интенсивный контакт, влияющий на его собственное дыхание. В то же время он должен продолжать осознавать процесс, вовремя заметить трудности клиента и помочь их вербализировать. Это необходимо сделать, избегая многочисленных ловушек, но не оскорбляя и не унижая, не дистанцируясь, но и не нарушая собственных границ.
Однако общение и интимность не ограничиваются половой идентификацией. Переживание глубоких человеческих чувств – благодарности, сострадания, прощения, любви, радости и счастья, так же, как и глубинный духовный опыт, – может скрываться за крайней ранимостью и робостью. Если отношения доверия уже построены, такие переживания сопровождаются сильнейшими волнами дыхания.

Система М.Фельденкрайза.
М.Фельденкрайз предлагает работать с целостными двигательными паттернами, чтобы помочь человеку найти более эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет. По его мнению, всякая человеческая деятельность проходит три стадии. На первой стадии ребенок учится говорить, ходить, драться, танцевать естественным способом. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. И, наконец, наступает третья стадия – стадия изучаемого метода, на которой какое-то действие выполняется в соответствии с определенной системой или особым методом и перестает быть естественным. Таким образом, в результате развития западной цивилизации системное обучение совершению каких-либо действий не просто стало необходимым дополнением к естественному приобретению соответствующих навыков, а во многом вытеснило его.
По идее Фельденкрайза, для гармоничного существования человек должен понять, как действует его тело, научиться жить в соответствии со своей естественной конституцией и способностями. Вслед за В.Бехтеревым он полагал, что каждый паттерн движения самым полным образом отражает специфику и состояние нервной системы человека. Каждое даже самое «высокоинтеллектуальное» действие включает мышечную деятельность – смотрение, говорение, слушание. Поэтому, в результате обострения процесса осознавания собственных движений и последующего их осознанного многократного повторения с целью эффективной трансформации двигательных паттернов, человек обретает целостную способность к свободному личностному функционированию. Фельденкрайз говорит о факте множественных искажений свободных движений и необходимости их возврата к природной форме. При должном уровне осознавания собственных движений их неэффективность, совершенно необоснованное участие в выполнении «лишних» мышц, неоправданно большое количество энергии, затрачиваемой на выполнение этих движений, становятся очевидными для клиента и обусловливают дальнейшее направление работы с собственным телом.
М.Фельденкрайз в своей работе использовал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела. Такие упражнения обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развить новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности – не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает.

Психотерапевтические средства, основанные на работе с моделями личностных паттернов.
Отношение к телесным проявлениям человека как  к моделям (иначе говоря – метафорам) его личностных паттернов – механизм, совершенно иначе обеспечивающий эффективность психотерапевтических воздействий в телесно-ориентированной психотерапии, нежели механизм перераспределения энергии. На нем основано две категории средств психотерапевтической работы.
Психотерапевтическое воздействие средств первой категории основано на осознании и осмыслении личностных паттернов клиента на их телесных моделях. Это связано с тем, что реальные телесные ограничения клиента являются точной моделью его личностных ограничений. Проблемная модель едина, поскольку она есть способ существования человека в мире. Загипсованная нога налагает вполне однотипные ограничения на любую деятельность травмированного человека, в которой эта нога будет использоваться. Т.е. способ существования человека в каждый конкретный момент времени жестко модулирован всей целостной системой существующих у него ограничений. Иными словами, любое конкретное телесное проявление человека можно рассматривать как форму существования его личной модели опосредования жизнедеятельности, в силу чего оно и может считаться моделью типичных личностных паттернов.
Терапевтическая эффективность средств воздействия, относящихся ко второй категории, обусловлена изменением личностных паттернов клиента за счет трансформации их телесных моделей (телесных метафор). Поскольку ограничения, предусмотренные личной моделью опосредования жизнедеятельности, накладывают свой единообразный отпечаток на каждое проявление человека, то преодоление этих ограничений, будучи осуществленным хотя бы в одном действии, изменяет всю целостную модель. Ведь осуществить малейшее преобразование телесной модели клиент оказывается способен не раньше, чем проработает ограничение, породившее специфику трансформируемого фрагмента.

Работа с телом на языке сознания
Работа с телом на языке сознания в телесно-ориентированной психотерапии чаще всего называется работой с использованием телесных метафор. Ее главным отличием от работы с телом на языке тела является то, что любое упражнение, используемое в терапии, и любое предлагаемое клиенту взаимодействие рассматриваются не просто как некое телесное действие  или взаимодействие, а как модель (или как метафора) того или иного типа действий или взаимодействий в обычной жизни. Соответственно, работа со спецификой выполнения того или иного упражнения клиентом становится работой с прототипом этого упражнения.
Уместным будет дать определение понятию «психотерапевтическая метафора». Психотерапевтическая метафора – это установление нового смыслового соответствия по каким-либо определенным признакам между двумя различными содержаниями, одно из которых предъявляется клиентом, осознанно или неосознанно.
Телесная метафора – это установление нового смыслового соответствия по каким-либо определенным признакам между двумя различными содержаниями, хотя бы одно из которых представлено в телесном выражении.
Работа с телесными метафорами основывается на предположении, что любой жест, поза, взгляд человека содержит в свернутом виде всю информацию о его жизни, характере, проблемах и желаниях. Остается научиться этот язык понимать, т.е. извлекать информацию, в каждом человеческом движении содержащуюся. Это и есть, психотерапевтическая работа, основанная на использовании телесных метафор, не чисто физическая попытка расслабить или, наоборот, напрячь какие-то определенные мышцы, связанные с какими-то определенными проблемами, а способ работать со смыслом, содержащимся в каждом конкретном движении или позе.
Любое конкретное телесное проявление человека можно рассматривать как форму существования его личной модели опосредования жизнедеятельности. Эта модель функционирует как система ограничений, сформированных всем ходом личностного развития каждого отдельного человека. Если рассматривать все имеющиеся в человеческом наличии возможности – то конкретная модель опосредования ограничивает каждую из них в соответствии с собственной конфигурацией. Можно сказать, что во всех своих проявлениях человек ограничен вполне определенным образом – т.е. в одной и той же мере и с одних и тех же сторон. Такая модель, конечно, не является статичной, а постоянно корректируется.
Тогда получается, что любое телесное проявление человека также изначально является «откорректированным» его личной моделью опосредования, и, изучив особенности этого конкретного проявления, можно сделать выводы о структуре этой модели.
Работая с отдельным телесным проявлением, психотерапевт может, тоже опосредовано, воздействовать на всю личностную структуру. Если ограничения, предусмотренные личной моделью опосредования жизнедеятельности, накладывают свой единообразный отпечаток на каждое проявление человека, то, с одной стороны, преодоление этих ограничений одним и тем же образом оказывается затрудненным в любом действии, а с другой – такое преодоление, будучи все-таки осуществлено в одном действии, изменяет всю целостную модель. Осуществить малейшее преобразование телесной метафоры или конструирование новой клиент будет способен не раньше, чем проработает ограничение, породившее специфику трансформируемого фрагмента. Таким образом, сам факт того, что во время терапевтической сессии человек сумел хоть как-то изменить исходную метафору, говорит о том, что, с одной стороны, его модель опосредования также уже претерпела некие изменения. С другой – что во время работы он получил возможность выбора между двумя разными способами существования, а с третьей – что он приобрел собственно опыт преобразования модели жизнедеятельности.
Метафорический подход  в телесно-ориентированной психотерапии чаще всего используется в качестве вспомогательного инструмента, не претендующего на положение самостоятельного метода. Тем не менее, достоинства такого подхода в работе достаточно очевидны. Терапевт, во-первых, имеет возможность минимизировать затраты времени и сил на процесс диагностики за счет использования обширного материала, содержащегося в метафорах поведения и речи клиента. Во-вторых, появляется неоценимая возможность сделать очевидным для клиента суть и причины его проблематики через те ограничения, которые возникают при выполнении упражнений, являющихся моделями различных жизненных ситуаций. В-третьих, появляется возможность работать с самим механизмом порождения и интеграции нового, конструктивного телесного опыта, получаемого в психотерапевтических ситуациях. В-четвертых, психотерапевтическая работа на всем своем протяжении приобретает для клиента совершенно прямой и конкретный смысл, что не может не  сказываться на его мотивации.

Мануальная терапия.
Существуют достаточные обиходные понятия, с определением которых в массовом сознании происходит путаница. В качестве примера можно привести понятие «традиционной медицины». Под ним, как ни странно, понимают не ту медицину, к которой все, собственно, и привыкли. В рамках этого явления существуют методы, совершенно отличные от медицины официальной, но возвращающие человека в те времена, когда человек лечился тем, что называлось «знахарство», а человек, производящий лечение, был знахарем, лекарем или шаманом. Существовало большое количество практических наработок, проверенных на большом количестве людей и передаваемых из поколения в поколение, что и давало возможность отнестись к этому, как традиции.
Так вот и в телесно-ориентированной терапии существуют свои традиционные средства, существование которых, в известном смысле, является прообразом ТОП; они появились и развивались задолго до появления понятия телесно-ориентированной психотерапии, что не  мешает им и сейчас оставаться одними из самых эффективных телесных практик и систем.   
К ним с успехом можно отнести всю мануальную медицину, включающую собственно мануальную терапию, массаж и методы постизометрической релаксации. Также сюда можно отнести такие культурные «глыбы», работающие одновременно с телом и психикой, как йога, цигун и тай-цзи-цюань.   

 

В рамках ТОП массаж является средством, работающим с телом  на языке тела. Суть работы специалиста по массажу – устранение мышечных «зажимов и блоков». Массаж является более простым  в техническом отношении средством, чем мануальная терапия.
Физиологическое действие всякого массажа заключается в том, что при помощи различных приемов массирования поверхности тела через афферентную систему кожи и мышц удается улучшить, а часто и нормализовать нарушения функциональной деятельности различных органов и систем. Основное значение в механизме действия массажа принадлежит нервной системе, ее нейрогуморальным факторам. Под воздействием массирующих движений усиливается выделение тканевых гормонов, участвующих в передаче нервных импульсов в центральную нервную систему, передвижение лимфы, крови, тканевой жидкости, улучшается трофическая функция, проводимость нервов, процессы регенерации. Улучшаются функции самой кожи и ее придатков, питание кожи и обменные процессы в ней. В мышцах нормализуются процессы обмена веществ, эластичность мышечного волокна, его сократительная функция, что ускоряет восстановление мышечной деятельности. Массаж оказывает прямое и рефлекторное воздействие на систему кровообращения, улучшает газообмен и общий обмен веществ в тканях.
Воздействие массажем на нервную систему заключается в рефлекторном изменении функционального состояния центров головного и спинного мозга.
Мануальная терапия работает с последствиями хронических мышечных напряжений в теле, приводящих к блокированию или ограничению движений в суставах конечностей и позвоночного столба, т.е. ярко выраженными ограничениям телесности. Последствиями же подобных блокировок (контрактур) являются поражение и разрушение опорно-двигательного аппарата человека, искажение работы (функциональные) и органические заболевания внутренних органов, заболевания центральной и периферической нервной системы.
Причинами хронических мышечных напряжений является состояние хронического дистресса, в основе которого лежат неразрешенные конфликты.
Суть работы специалиста по мануальной терапии – разблокировать пораженные суставные сегменты на основе знания анатомии, физиологии и биомеханики сустава с помощью правильного приложения сил внешнего воздействия по принципу рычага.

Метод постизометрической релаксации (ПИР) позволяет успешно справляться с последствиями хронических напряжений в теле, как в мышечной системе, так и в суставной с помощью использования эффекта запредельного или охранительного торможения. Терапевт предлагает пациенту выполнить определенное движение, таким образом, чтобы напрячь и без того хронически напряженную группу мышц, доводя напряжение до предельного. Вследствие наступающего далее охранительного торможения происходит релаксация упомянутой группы мышц. Что и использует далее терапевт, проводя нужную манипуляцию на мышцах-антагонистах, ставшую возможной вследствие прекращения сопротивления ранее хронической напряженной группы мышц (мышечного блока).
Массаж, постизометрическая релаксация и мануальная терапия составляют единый метод мануального воздействия. Массаж и постизометрическая релаксация являются последовательными подготовительными стадиями, снимающими зажимы и блоки перед завершающей и окончательной манипуляцией терапевта, но могут использоваться и совершенно самостоятельно.

Йога.

 

Само по себе назначение йоги как системы – гармонизировать адаптацию человека в большом внешнем мире; говоря другими словами, йога – это искусство быть счастливым и здоровым, разумным и постигающим, гармоничным и развивающимся. Система йоги охватывает все сферы жизнедеятельности человека – телесную, психическую, социальную, мировоззренческую.
В контексте данной работы будет упомянут только один аспект этой системы – гармонизация телесно-психической сферы путем выполнения йоговских упражнений (асан) и собственно дыхательных упражнений (пранаям).
К каком-то смысле, жизнь живого организма подобна работе миокарда, в деятельности которого равномерно чередуются периоды напряжения и расслабления – систолы и диастолы.  В здоровом сердце время систолы и время диастолы находятся в динамическом равновесии, так же как и систолический и диастолический объем крови, проходящей через сердце. Подобное соотношение присутствует и в работе нервной системы – процессы возбуждения и торможения ЦНС сбалансированы и уравновешены. В случае нарушения этого баланса и возникают нарушения в работе главной информационной системы организма, которые в зависимости от силы и длительности процесса ведут к функциональным или органическим нарушениям, т.к. запускаются адаптационные механизмы, выражающиеся в изменении работы внутренних органов и систем.
Если патологическое преобладание процессов возбуждения или торможения длится сравнительно продолжительное время, процесс может хронизироваться - происходит его стабилизация вследствие действия закона гомеостаза и истощения ресурсов организма, выражающегося в низком уровне резистентности.
Суть йоговского упражнения, асаны, состоит в длительной статичной фиксации позы в сочетании с определенным ритмом дыхания и идеомоторным актом. Идеомоторный акт – это мысленное представление движения, которое выражается в реальном мышечном напряжении и физиологических сдвигах, соответствующих реальной физической нагрузке, при полной статичности организма. Яркий пример идеомоторного акта – это явление вращающегося шара на нити. Испытуемого просят взять пальцами руки нить, на конце которой привязан некий шар, или любой предмет, имеющий некоторый вес. Далее его просят закрыть глаза и только мысленно представить вращение этого шара, не осуществляя никаких действий рукой. Через некоторое время можно наблюдать, как подвешенный предмет действительно начинает совершать вращательные движения. Подобным эффектом пользуются спортсмены в сложнокоординационных видах спорта (акробатика, фристайл) для закрепления автоматизма навыков, выполняя так называемую идеомоторную (мысленную) тренировку. Идеомоторика является одним из прекрасных способов интеграции тела и сознания.
Каждая асана представляет собой уникальный способ воздействия на комплекс внутренних органов, желез внутренней секреции, мышечную, кровеносную, дыхательную и др. системы с целью их регуляции. Основу регуляции составляют сбалансирование процессов возбуждения и торможения: в здоровом организме – для укрепления устойчивости этого динамического равновесия, в заболевшем (нарушенном) – для восстановления этого утраченного равновесия. Конечная цель воздействия состоит в том, чтобы сдвинуть с мертвой точки патологически застывшее на одном месте преобладание одного процесса над другим, возбуждения над торможением, или наоборот.
Длительное статичное удержание позы ведет к длительному сильному возбуждению нервных центров, после прекращения которого наступает такое же сильное торможение. Таким образом, происходит своеобразная «раскачка» процессов, застывших в «мертвой точке». Также это можно сравнить с неким обучением нервной системы чередовать процессы возбуждения и торможения, если рассуждать в рамках теории кортико-висцеральной патологии, рассмотренной в главе, посвященной психосоматике. Следует также учитывать факторы активной гуморальной регуляции. В спазмированные длительным сокращением сосуды и капилляры за счет создания отрицательного давления устремляется кровь, активно принося в «зажатые» ранее ткани биологически активные вещества и кислород и также активно унося с собой продукты распада из клеток. Таким образом, активизируется клеточный и тканевый обмен веществ и, соответственно, энергообмен, и, следовательно, растет уровень резистентности.
Итак, как телесно-ориентированная практика, йога использует формы работы с телом на языке тела. Механизмы эффективности психотерапевтических воздействий этой формы работы основаны на перераспределении энергии в теле человека с помощью целенаправленного воздействия на мышечные зажимы и блоки, работы с дыханием и получением нового непосредственно телесного опыта. Все это великолепно интегрировано в йоге – значительной по содержанию в себе ресурсов для достижения терапевтического результата системе.

Цигун и тай-цзи-цюань (у-шу).

 

В основе этих систем лежит космогоническая философия даосизма, более детально рассмотренная в главе, посвященной рефлексотерапии. Как любой китайский иероглиф, представляющий собой символ, имеющий несколько смыслов, динамично разворачивающихся во времени и пространстве, иероглиф «ци» означает одновременно: энергию, излучение, поток, воздушный. Главный смысл значения «ци» это, безусловно, энергия. В даосизме отношения предметов, стихий, живых существ рассматриваются, прежде всего, в свете взаимодействия энергии – в принципе. В частности – ее всевозможных разновидностей – космической, электрической, тепловой, психической и т.д. Взаимодействие энергий рассматривается в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной. Отношения в вертикальной плоскости рассматривают взаимодействия направленных навстречу друг другу энергетических потоков – энергии Неба (космоса) и энергии Земли. Все, что находится между небом и землей, испытывает на себе или участвует в этом взаимодействии. Различают  «Небесную ци» и «Земную ци». Отношения в горизонтальной плоскости представляют энерговзаимодействия или энергообмен  между объектами, существующими на Земле. Рассматривают семь энергий, или семь стихий, образующих сложную циркуляцию, а также участвующих во взаимной регуляции и взаимном уравновешивании друг друга, обеспечивая динамическое равновесие.
Энергию, которая циркулирует в теле человека, подразделяют на «ци предшествующих Небес» (т.е. пренатальная, или предшествующая рождению «ци») и «ци последующих Небес» (т.е. постнатальная, или «ци», возникшая после рождения).
Пренатальную «ци», в свою очередь, можно подразделить на два вида:  основную «ци» (или жизненную энергию, которая и является предметом терапевтического воздействия при возникновении нарушений) и изначальную «ци».
Изначальная «ци» относится к той жизненной энергии, которую человеческое существо получает от родителей на самой ранней стадии жизни, в процессе формирования эмбриона. Основная «ци» означает тот основной строительный материал и движущую силу, которые вместе обеспечивают физиологическое функционирование тканей и органов тела. За время эмбрионального развития основная «ци» также успевает сформироваться. Она хранится в почках.
Постнатальную «ци» также можно подразделить на два вида: небесная «ци» и земная «ци». Небесной «ци» называется «ци», которую человек вдыхает и выдыхает. Небесная «ци» также включает энергию солнечных излучений и воздействие других космических объектов.
Земная «ци» – это энергия питьевой воды и пищи. Фактически сюда относится вся основная и здоровая «ци», абсорбированная внутренними органами нашего тела посредством системы пищеварения для поддержания жизнедеятельности, а также энергия взаимодействия с другими объектами.
Человеческое тело только тогда жизнеспособно, когда оно наполнено и небесной, и земной «ци».
Смысл иероглифа «гун» или «гунфу» – это владение или постижение системного взаимодействия. Итак, практика цигун – это владение системой управления, восстановления и регуляции «ци», или жизненной энергии.
Цигун основан на регуляции дыхания, состояния сознания, управления эмоциями и деятельностью внутренних органов, расширения двигательных стереотипов путем выполнения специальных упражнений в сочетании с идеомоторными актами. В отличие от статичных асан йоги, цигун основан на движенческой динамике, взаимодействии всех органов и систем в движении.
Символом «цигун» могут служить часы, где в точной и сбалансированной работе механизма одна шестеренка передает движение другой и так далее. Часы в этом смысле являются неким образом сопряжения равновесия принципа  гомеостаза и принципа развития – движение стабильно и постоянно, а время движется вперед.
Символом патологии могут служить остановившиеся или неправильно показывающие время часы. В этом случае происходит нарушение динамического равновесия и преобладание принципа гомеостаза над принципом развития.
Т.е. происходит патологический сбой в работе одной из систем («шестеренки») – частичная или полная остановка, ведущая в свою очередь, к передаче неадекватного влияния на другую «шестеренку» и в целом к  стабилизации неадекватного функционирования.
Задачи цигун-терапии состоят в устранении патологического застоя, стабилизации сбалансированного функционирования органов и систем, восстановлении в правах принципа развития и в возвращении системе динамического саморегулирующегося равновесия.
Объектом воздействия является сложная система меридианов (цзин-ло), где и циркулирует жизненная энергия «ци».
Современная наука провела множество исследований, касающихся медицинского аспекта цигун, главным образом, в трех направлениях: Принцип слабой реакции.
Американский нейрофизиолог А.Бенсон полагает, на основании исследований, что упражнения цигун могут приводить деятельность человеческого организма в состояние «слабой реакции». Согласно эпидемиологической теории гипертонии (т.е. принципу, по которому одно функциональное нарушение влечет за собой другое и т.д., пока не возникает устойчивая патология), величина атмосферного давления может влиять на физиологические параметры. Давление окружающей среды вынуждает организм производить постоянную корректировку, следствием которой является так называемый «стрессовый ответ». В результате возрастает выделение катехоломинов, усиливается кровообращение в скелетной мускулатуре, возрастает кровяное давление на фоне учащенного сердцебиения и дыхания. Эффект «слабой реакции» совершенно противоположен: уменьшается активность симпатической нервной системы, содержание молочной кислоты снижается, скорость обмена веществ падает, активность DBH-фактора в плазме ослабевает и понижается активность ренина, т.е. организм демонстрирует признаки более экономной работы и успешной адаптации. Таким образом, упражнения цигун носят характер «антистрессовой прививки».

1. Организация клеток головного мозга.
Поясняя результаты своих исследований, Г.Уоллес отмечает, что ЭЭГ обычного бодрствующего человека фиксирует много высокочастотных слабо негативных волн с малой синхронизацией. Но ЭЭГ человека, регулярно занимающегося цигун, содержит много позитивных низкочастотных волн, которые синхронны и имеют амплитуду в три раза большую, чем волны обычного человека. Это демонстрирует, что упражнения цигун способствуют организации электрической активности клеток коры головного мозга и, таким образом, усиливают его функционирование.

2. Предупреждение заболеваний и увеличение продолжительности жизни, т.е. обеспечение стабильно высокого уровня резистентности.

Упражнения цигун вызывают изменение центральных медиаторов (трансмиттеров) и эндокринной секреции. После упражнений плотность пролактина возрастает, что означает уменьшение активности дофамина, как основного медиатора, поэтому возникает ощущение расслабленности и покоя. Более того, после упражнений выделение кортина падает примерно на пятьдесят процентов, что означает замедление процессов старения и усиление деятельности иммунной системы. Поэтому цигун-терапия и дает эффект увеличения продолжительности жизни  и предупреждения заболеваний.
Итак, упражнения цигун с расслаблением и успокоением способны привести кору головного мозга в особое состояние и задействовать функцию коры головного мозга по регуляции и восстановлению функций внутренних органов.
Посредством регуляции дыхания, цигун регулирует функционирование вегетативной нервной системы, что позволяет излечивать такие психосоматические заболевания, как гипертония, язва желудка, бронхиальная астма, кардионевроз, неврастения и т.д.
Особое состояние психики, упомянутое выше, есть особое состояние сознания, характеризующееся уровнем чрезвычайной экономизации нервных процессов за счет повышения их КПД. По особенностям ритмов мозга оно очень близко к состоянию быстрой фазы естественного сна, но в бодрствующем сознании. Ему присуща чрезвычайная сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Можно также охарактеризовать это состояние как состояние медитации – состояние внимательного покоя и ощущение глубокого физиологического и психологического удовлетворения. Уровень эндогенных опиоидов в крови в это время чрезвычайно высок.
В цигун-терапии необходимо проделывать различные упражнения для тренировки дыхания, используя различные положения тела, находясь в состоянии расслабления и покоя. Отрабатывая позиции и дыхание, главное «содействовать покою при помощи движения», «добиваться покоя посредством движения», «принимать во внимание как движение, так и покой».
Кора головного мозга приводится в заторможенное состояние, что позволяет регулировать центральную нервную систему и осуществлять корректирующее воздействие. «Содействие покою при помощи движения» означает привести электрофизические характеристики нервной системы в состояние низкочастотной осцилляции. «Добиваться покоя посредством движения» означает исходное самопогружение в состояние покоя и полного контроля над умом, когда  несколько движений совершаются для того, чтобы обеспечить ровный поток внутренней жизненной энергии  «ци» и «прочистить» каналы и коллатерали. Эта специальная подготовка обеспечивает поток  внутренней «ци» за счет внешних движений при условии предварительного успокоения ума. Т.е. при релаксации, концентрации ума и нисходящем движении внутренней «ци» от центра по системе каналов и коллатералей продуцируется самопроизвольная (внутренняя) двигательная сила.
Успех в цигун непосредственно связан с правильностью положений тела. Сюда входят три аспекта: регулирование сердца, регулирование дыхания и регулирование физического тела. Поскольку сердце, по представлениям даосов, является убежищем души, регуляция сердца является регуляцией душевной жизни. Для сведения: печень человека является вместилищем духа человека (воли и способности к стремлению), ибо печень – источник энергии ветра, т.е. энергии движения во всех смыслах. Так человек, злоупотребляющий алкоголем, «повреждает» печень, а, следовательно, «повреждает» дух, отнимая стремление к развитию, способствуя тем самым духовной деградации, и волю – способность целеустремленно противостоять трудностям и препятствиям.
Если положение тела правильное, «ци» будет течь свободно, т.е. «ци» течет соответственно изменениям положения тела.
Правильный ум (сознание) способствует правильной циркуляции «ци», т.е. если человек способен регулировать ум, он способен обеспечить правильную циркуляцию «ци» без застоев и задержек. Кроме того, «ци» управляет кровообращением. Поэтому ее называют «управителем ци». Над «ци», в свою очередь, властвуют сердце и разум, поэтому говорится также, что ум – это «начальник ци». Таким образом, три аспекта – регулирование сердца, регулирование ума и регулирование физического тела – образуют единую систему регуляции. Система тайцзицюань основана на всех базовых положениях цигун, в качестве комплексов упражнений в тайцзицюань присутствуют стили подражания многим птицам или животным, тем самым предполагается, что человек может увеличить свои адаптационные возможности, взяв все лучшее от других живых существ. Кроме того, это позволит ему лучше понимать живой мир а, следовательно, и лучше с ним контактировать.
Итак, как телесно-ориентированные практики цигун и тай-цзи-цюань используют и все три категории средств работы с телом на языке тела – целенаправленное воздействие на мышечную систему, работу с дыханием и получение нового непосредственного телесного опыта; и формы работы с телом на языке сознания, основанные на работе с телесными метафорами – ибо цигун и тай-цзи-цюань, как истинные явления китайской культуры, состоящей из метафор, как картина из пазлов, вследствие яркой метафоричности китайского языка, целиком и полностью основаны на этом принципе.

Выводы.
Телесно-ориентированная психотерапия является великолепным инструментом, имеющим широкий спектр воздействия, в практике терапии психосоматических больных. Знание теоретических основ ТОП, владение разнообразными телесными практиками, а также тонкая наблюдательность дают возможность специалисту использовать телесно-ориентированный подход и как диагностический инструмент, позволяя формулировать гипотезы относительно эмоционального состояния пациента. Являясь подходом интегративным, ТОП действует от простого к сложному, от видимой части патологического айсберга –  телесной, к скрытой под водой – психической, делая невидимое доступным для обозрения (максимально объективируя реальность), соответственно предоставляя возможность для разумных преобразований, если в таковых назрела необходимость.
Начав с самого ближайшего и насущного – телесных проблем, ТОП позволяет пациенту узнать о себе много нового и доселе неизвестного, лучше понять и ощутить себя; преобразовывая мировоззрение, дает импульс творческому развитию личности. В терапии психосоматических больных ТОП позволяет последним наглядно проследить взаимовлияние соматической части на психическую, и наоборот; вручает пациентам практический инструмент, для того чтобы «разрубить психосоматический гордиев узел».