Лечение заболеваний, реабилитация после травм и операций опорно-двигательного аппарата:
-
контрактуры суставов, остеоартроз - коксартроз, гонартроз и пр., артрит, остеохондроз, протрузии и грыжи межпозвоночных дисков
Лечение заболеваний нервной системы:
-
неврит (нейропатия), невралгия, радикулит, плексит, ганглионит, инсульт, рассеянный склероз, мигрень, головные боли напряжения, вегетативная дисфункция (вегетососудистая дистония), нарушения сна, неврастения и другие неврозы
Лечение заболеваний ЖКТ и системы пищеварения:
-
гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, рефлюкс-эзофагит, холецистит, желчнокаменная болезнь, заболевания печени и поджелудочной железы, дисбактериоз, запор и пр. нарушения дефекации, колит и другие заболевания кишечника, интоксикации
Лечение заболеваний органов дыхания:
-
бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, ринит, гайморит, ларингит, фарингит, хронический кашель
Лечение заболеваний мочеполовой системы:
-
цистит, пиелонефрит, простатит, воспаления яичников, эректильная дисфункция, мочекаменная болезнь, подагра
Лечение эндокринных заболеваний:
-
диабет, ожирение, мастопатия, заболевания щитовидной железы, надпочечников, снижение иммунитета
Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы:
-
гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, болезни сердца, атеросклероз, венозная недостаточность, варикозное расширение вен, геморрой
Лечение заболеваний кожи:
-
нейродермит, экзема
 
Психотерапия, коррекция и профилактика эмоциональных, когнитивных и поведенческих расстройств
-
Депрессии
-
Истерии
-
Страхи
-
Навязчивые состояния
-
Импульсивность
-
Зависимости
-
Характерологические проблемы (тревожность, мнительность, конфликтность, нерешительность, неуверенность, ригидность, "зацикленность" и др.)
-
Проблемы социальных взаимоотношений (супружеских, детско-родительских, партнерских, служебно-иерархических, взаимоотношений в коллективе)
Познание, самопознание, развитие личности
-
Вопросы идеологии человеческого существования
-
Философия отношений человека и среды, космологичность человеческого Бытия
-
Вопросы формирования и развития мировоззрения, мировзаимоотношения и миропонимания
   
 

Мануальный подход
-
Мануальная терапия
-
Массаж
-
ПИР (постизометрическая релаксация)
Рефлексотерапия
-
Корпоральная иглорефлексотерапия
-
СУ-ДЖОК терапия (корейская акупунктура)
-
Аурикулопунктура (акупунктура по ушной раковине)
-
Игольчатые аппликации
-
Цзю-терапия (полынные прогревания)
Медикаментозный подход
-
Гомеопатия
-
Фитотерапия
-
Добавочная терапия (БАД, витамины, микроэлементы)
Оздоровительный (комплексно-антистрессовый подход)
-
Лечебная физкультура
-
Коррекция питания
-
Коррекция образа жизни (режима труда и отдыха)
-
Закаливание
-
Физкультурно-оздоровительные нагрузки
  -
-
-

-
-
Плавание
Бег
Мышечно-суставная гимнастика
Йога
Цигун
Физиотерапия
-
Терапия магнитным полем
-
Электрофорезы
-
Гипертермические ванны
Психотерапия
-
Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП)
.
-
Когнитивно-поведенческая терапия
.
-
Психоаналитическая терапия
.
-
НЛП (нейролингвистическое программирование)
.
-
Системная семейная терапия
.
-
Бихевиоральная психотерапия
.
-
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (BSFT)
-
Экзистенциальная психотерапия
Астрологический подход
-
астрологические консультации по личностным, профессиональным, семейным, финансовым вопросам и проблемам

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ

«Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С. Есенин

 

График приемов и консультаций:

Пн     10.30 – 22.00
Вт     10.30 – 22.00
Ср     10.30 – 22.00
Чт     10.30 – 22.00
Пт     10.30 – 22.00

Сб, Вс
и
праздничные дни – выходной

Консультации по телефону
проводятся:

ПО РАБОЧИМ ДНЯМ
В ПРИЕМНЫЕ ЧАСЫ

Обратная связь
freerider64@rambler.ru
+7(903) 108-84-98
Skype-Логин: black-yellowdragon

«Спрашивай - ибо познаешь, не спрашивай - научишься думать...»

Даосский афоризм


«О профилактике.

…Сохранение порядка, а не исправление беспорядка, является принципом мудрецов. Лечить заболевание после того, как оно возникло, всё равно, что копать колодец, когда захотелось пить, или ковать оружие, когда началась война».
(Из руководства по чжень-цзю терапии.)


"Коли доктор сыт-больному легче..."
( из к/ф "Формула любви")

"...Что с человеком ни делай, он продолжает неуклонно ползти на кладбище".

. . . . . . . . . . . . . . . . М.М.Жванецкий


ALIIS INSERVIENDO CONSUMOR. ALIIS LUCENS UROR.
(лат.)
– «Служа другим, себя трачу, светя другим, сгораю».

Предложил в качестве девиза медицины Ван Тульпиус,         голландский врач, ХVII век.    

OPTIMUM MEDICAMENTUM QUIES EST. (лат.) - «Лучшее лекарство - покой (спокойствие)»..

Авл Корнелий Цельс

MEDICUS AMICUS ET SERVUS AEGROTORUM EST. (лат.) 
"Врач - друг и слуга больных"

 

 

   
         


       

Есть ли жизнь без бани?

 

Отвечая на вопрос, которым озаглавлен сей опус, я бы вспомнил старый докторский анекдот:

Пациент-доходяга, буквально заглядывая лечащему врачу в рот, с надеждой и трепетом задает избитый, но архиважнейший для себя вопрос:
- Доктор, я… буду жить?.. 
На что доктор, отстраненно и скептически оценивая возможности пациента, лениво отвечает:
- Будете. Но… хреноваааа….

Как известно, в каждой шутке есть доля шутки, а все остальное – правда… Так что ответ Вы уже получили, а теперь подробности:

Я продолжаю серию статей о естественных методах оздоровления. Следующим значимым экологичным методом, направленным на борьбу с заболеваниями – как острыми, так и хроническими, – а так же способом их предупреждения, является баня. Да-да, именно баня. Правда, не в том виде, в каком ее привык использовать обыватель – развлекательно-отдыхательном и совмещенном с обильной едой, алкогольными возлияниями, да и развлечениями сексуального характера. Собственно, я против любви и секса ничего не имею. Просто расставляю, как профессор Преображенский, все по своим местам: пищу следует принимать в столовой, а не в передней и не в детской, оперировать в операционной, общаться в гостиной и т.д. Отклонения же от того, что называется здравым смыслом, всегда носят характер извращений и являются психическими нарушениями. Последнее же уже о степени того, что называется адекватностью и вменяемостью. Иными словами: насколько и как часто человек ведет себя, как сумасшедший, или таковым уже является. А вообще, бытовые психические расстройства посещают человека так же часто, как грипп и простуда, кашель и насморк. Просто кашлю и насморку люди внимание уделяют, а эпизодической неадекватности – нет, а то и просто ее не замечают, считая нормой. Только в отличие от кашля и насморка неадекватность может иметь, что называется, адаптивный смысл и закрепляться как способ поведения, превращаться в привычку или характер. Поведенческий стереотип – на языке психофизиологов. Или стереотип интерпретации.

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Неосмотрительность и необдуманность в этой области может сослужить человеку очень плохую службу. Как, например, привычка смотреть на жизнь через призму религии. Тенденция восприятия «на веру» есть тенденция утраты мышлением способности к критике, когда стираются различия между фантазиями и реальностью, а это уже основополагающий симптом психического расстройства и психической неадекватности. Религиозный фанатизм и все, что с ним связано, есть прямое и неизбежное следствие существования религии как таковой, следствие господства мании перед утратившим контроль над чувством реальности мозгом – инструментом восприятия и переработки происходящего.
Или привычка к эмоциональной «развинченности» – истеричности, гневливости, тревожности, депрессивности; она делает характер человека не просто «дурным», но и потенциально опасным для него самого и окружающих, ибо, как правило, в эти моменты субъект свою эмоциональную, а соответственно, и поведенческую жизнь контролировать не в состоянии. Не привык, не способен, не считает нужным. Такой эмоционально-поведенческий маньяк-извращенец и импотент, хотя бы и временно. Подавляющее большинство людей с изрядной степенью периодичности ведут себя неадекватно, т.е. как сумасшедшие, только на это, кроме психологов, да и то не всяких, мало кто обращает внимание. Увы, мир полон безумных людей, и в какую минуту какого человека безумие посетит – никому не известно. Но сейчас не об этом. Итак, про баню.

Баня, если ее рассматривать как лечебную и оздоровительную процедуру, – это серьезная работа для организма, а не вид отдыха и развлечения. И работа регулярная, а не от случая к случаю. К тому же работа подразумевает затраченные усилия и усталость как следствие. А работать мало кто по-настоящему любит. А вот развлекаться любят все.

Жизнь же – это в первую очередь борьба за право существовать, а для этого надо быть сильным, выносливым, умным, не сентиментальным, эмоционально устойчивым, рациональным, уметь терпеть трудности и лишения. Все это требует времени, потраченного на тренировки и поддержание указанной формы. Как у солдата: солдат все время занят марш-бросками, стрельбами и учениями. Хороший солдат живуч и жизнеспособен, ленивый и нерадивый солдат  долго не протянет.
А развлечения – это способ занять свободное время – время, оставшееся после борьбы за выживание. Как в «пирамиде потребностей» А.Маслоу: в первую очередь индивидууму необходимо разрешить проблему базовых потребностей – еды, питья, секса, а также проблемы безопасности и социального статуса, т.е. всего того, что обеспечивает выживание. И только потом уж решать проблемы творческого характера – увлечений и развлечений, призванных избежать того, что в человеческом языке описывается понятием скуки.
Скука – это накапливающаяся усталость от монотонности человеческой жизни, из-за того, что день ото дня мало чем отличается. Подобного не происходит, если человек все время борется за существование – тогда ему просто не до этого, его жизнь постоянно полна впечатлений, и он все время занят. Как говорил граф Калиостро в «Формуле любви»: «Когда уходишь от погони, то ни о чем другом уже не думаешь. Время надо наполнять событиями, тогда оно летит незаметно».
Именно для того, чтобы избежать монотонности жизни, люди выбирают профессии и увлечения экстремального характера. Однако, есть и более безопасные рецепты. Наполните свою жизнь творческим содержанием – и Вы избежите монотонности. Творчество – это средство сделать пресное блюдо жизни пикантным.
Другая причина скуки – свободное время. Ведь когда человек выспался, сыт, сексуально удовлетворен, у него есть крыша над головой, он финансово обеспечен и ему мало что угрожает, то тут же возникает проблема – что же делать-то, куда-то надо «деть» свободное время. Ну, не сидеть же тупо в одной позе. Впрочем, есть и такие.

Большинство людей время, что называется, «убивают», об этом не задумываясь. Каждый по-разному решает эту проблему: кто-то «ходит по кругу» и просто продолжает эксплуатировать уже давно удовлетворенные потребности, например, пищевые, иногда «раздувая» их до невообразимых пределов. Так возникает склонность к перееданию и обжорству – ходит человек и ест целый день, потому что ничего, оригинальнее привычного способа получать удовольствие, придумать не сумел. Или навязчивая потребность в сексуальном удовлетворении – как с частым поиском новых партнеров, так и без. Если по сути, то человек просто пытается себя так занять. «Трудоголик» именно по той же причине склонен работать в явно преувеличенных масштабах. На самом деле, он так же, как и обжора, пытается занять свободное время, чтобы не столкнуться с пустотой в своей жизни и с ощущением ее тотальной бессмысленности. Еще одним распространенным способом себя занять и придать своему существованию обманчивый смысл будет вмешательство в делах других людей: советы, давление, навязывание собственных представлений, постоянное совместное проведение досуга. Избыточное общение – из этого же ряда – бесконечные обсуждения слухов, сплетен, «посиделки», нескончаемый «треп» по телефону и в виртуальном пространстве. Бесконечный интернет-серфинг, компьютерные игры, телевизор сутками – причина та же. Поиск приключений, хулиганство, преступность, алкоголизм и наркомания тоже из этого ряда – необходимо себя занять и получить яркие впечатления, причем без особых физических и психических затрат – что и привлекает физически и психически убогих, не желающих занимать нагрузкой ни свое тело, ни свой ум. Это как раз о том, что «за удовольствие надо платить», а плата – физическая и психическая деградация, оглупление, разрушение тела и психики, болезни, жизнь «под откос». И тогда существование превращается в чрезвычайно мучительный, растянутый на годы процесс разложения тела и личности, процесс заживо гниения и умирания. Реальной жизнью – бесценным даром, реальным процессом бытия и непрерывным получением удовольствия, сосредоточением внимания на самых простых фактах существования – возможности ходить, дышать, мыслить, говорить, видеть, ощущать, вкушать и пр. – мало кто занят. Все заняты погоней за призрачными удовольствиями, которые их не насыщают, и «убийством» времени своей жизни.

Более здоровыми, естественными, не травматичными и, что немаловажно, развивающими способами занять свободное время будут являться занятия и увлечения изобразительными искусствами, музыкой, балетом, танцами, оперой, пением, скульптурой, ремеслами – ведь это такое удовольствие сделать что-то своими руками, хотя бы элементарную чашку, – литературой, поэзией, философией, наукой, историей. Пойте, музицируйте, рисуйте, пишите, сочиняйте, творите и самовыражайтесь, и Вы получите возможность провести каждое мгновение своей жизни с удовольствием. А еще - путешествия, ведь на нашем «шарике» так много чего можно и стоит посмотреть. А еще спорт – теннис и лыжи, кайтсерфинг и айкидо, стрельба из лука и фехтование… И, конечно, все, что связано с понятием «здоровый образ жизни»: физические упражнения, закаливание и пр. Банные процедуры как раз из этой области. Вряд ли стоит сильно убеждать в том, что лучше провести подавляющее время своей жизни здоровым, чем больным. Но за это тоже придется заплатить – временем и усилиями. Да и время пройдет не только приятно, но и полезно.

Именно в силу бытующего стереотипа и несерьезного, легкого, поверхностного, развлекательного отношения баню никто не рассматривает как лекарство. И зря. Лучшего средства в борьбе с инфекционно-простудными заболеваниями просто не существует. Высокую температуру и ее причину – отравление продуктами жизнедеятельности болезнетворных бактерий, практически их испражнениями, т.е. интоксикацию, – гораздо естественнее и безопаснее снижать не аспирином, не парацетамолом, и, уж тем более, не антибиотиками, а потением, т.е. использованием колоссальной пористой поверхности кожи для очистительной процедуры. Интоксикация вообще бич нашего времени, ибо проблемы экологии стоят в наш век самым острым образом. Нет такого уголка на Земле, который бы не отравило, в самом прямом смысле этого слова, существование человеческой цивилизации. Отравлено все – воздух, вода, почва, растения, животные. Мусор везде и отнюдь не экологический.

Мусором завалены уже не только мегаполисы, а пустыни, джунгли, океанское дно, высокогорные вершины, леса, тайга, тундра. Планета превратилась в свалку всяческих отходов. Название «экологически чистое» (местность, продукция – огурчики, помидорчики, яблочки, укропчик и пр.) уже может соблазнить только клинических идиотов, ибо воздушные массы поднимаются в одном месте планеты и путешествуют на другое, а все, что в них находится, выпадает осадками, проникает в почву, в реки, в моря и океаны, в деревья, растения, водоросли – и далее по пищевой цепочке. Аналогично со всякими свалками и захоронениями. Смог, кислотные и ртутные дожди, тяжелые металлы, химикаты, повреждения озонового слова, радиация, ракетное топливо.  Поэтому самое распространенное заболевание XXI века – онкология. Да и само человечество уже сильно смахивает на раковую опухоль на теле Земли, разрушающую и отравляющую ее… Но мы отклонились от темы. Возвращаемся.

Так что частое посещение парной в терапевтических и профилактических целях очень актуально и носит характер реальной, причем глобальной очистительной реакции. Подчеркну – реальной, а не мнимой, типа так называемого очищения печени с помощью растительного масла или гидроколонотерапии, раздражающей и уничтожающей микрофлору кишечника. Сочетание бани с регулярными занятиями бегом, продолжительными занятиями гимнастическими упражнениями, пищевой умеренностью, соблюдением режима труда и отдыха и гидромассажными процедурами (контрастный душ, холодные обливания) позволяет посещать врача исключительно в диспансеризационных целях. Товарищи, это реальная экономия времени, сил, нервной энергии и средств из кошелька. На заболевания и их последствия, уверяю Вас, потратите гораздо больше.

Да, и раз уж коснулись темы «чистки», то не упущу момента: в свое время очень активно пропагандируемая любителем здорового образа жизни, телеведущим и книгописцем г. Малаховым Г.П., так называемая «чистка печени» с помощью растительного масла и лимонного сока таковой не является, и вообще к печени отношения не имеет. Только к желчному пузырю, активизируя его экстраординарное сокращение. И никакие камни из печени выйти не могут. По той причине хотя бы, что они в печени не образуются. В желчном пузыре – да, а в печени – нет. Так чтобы они не образовывались, надо просто иметь достаточно подвижный образ жизни и заниматься физическими упражнениями, не «обжираться» сверх меры регулярно и не есть на ночь. И все. А если уж камушки образовались, хотя, по сути, это всего лишь уплотнившаяся, застойная желчь, то существуют менее шоковые и рискованные способы разжижить и вывести эти уплотненные сгустки желчи. Впрочем, чего только г. Малахов ни советовал легковерной аудитории… Мочу тоже рекомендовал. И пить, и в кожу втирать. Хорошо, что до кровопусканий, помета возбужденных хорьков и ртути дело не дошло.  А могло бы… И приверженцы нашлись бы… И не мало.

При заболеваниях с повышенной температурой инфекционно-простудного характера температура в парной должна быть невысокой – 60-80 градусов Цельсия. В этом случае лежать и потеть будет вполне комфортно и не нагрузочно. Ну, или не поднимайтесь на верхние полки, если она все-таки выше. Перед заходом в парную в этом случае рекомендуется выпить горячий настой потогонных и противовоспалительных трав (цветки липы, бузина черная, мать-и-мачеха, корень солодки, ягоды малины, земляники и калины, пырей), вприкуску к настою можно съесть ложку меда, а в парилке время от времени в процессе стоит периодически распылять дисперсной водяной пылью растворы прополиса и эвкалипта. Одного-двух заходов вполне достаточно. Идеально провести эту процедуру на ночь, чтобы потом сразу лечь. Если же путь от бани до дома займет некоторое время, просто оденьтесь так, чтобы Вы не остыли, не переохладились и Вас не продуло ветром. Потение может продолжаться всю ночь. Скорее всего, на следующий день от недомогания останется только легкая слабость. Терапию баней можно будет повторить при необходимости еще в течении следующих 1-2 дней. Возвращайтесь к деятельности без фанатизма, помня, что Ваш организм потратил на борьбу с болезнью много сил, и ему их надо восстановить в течение некоторого времени. Перегрузки, да даже обычные нагрузки без достаточного ресурса для их переносимости, обычно заканчиваются либо серьезным осложнением, либо повторным заболеванием в гораздо более тяжелой форме. Силы хорошо восстановит цветочная пыльца в гранулах, принимать по 1-2 чайные ложки перед завтраком в течение 2 недель.

В профилактических целях парную можно посещать хоть каждый день. Скандинавы, кстати, так и делают – с работы пришел и в парилку на полчасика. Это хорошо, конечно, если баня находится у Вас дома, но не всем доступно, хотя и есть к чему стремиться. Считаю оптимальным посещение парной 2 раза в неделю – в середине недели и в один из выходных дней. В этом случае процедуру можно провести в течение 2-3 часов, количество заходов не более 3, с достаточной паузой отдыха между заходами. После каждого захода следует выполнить либо кратковременное холодное обливание на 5-10 сек, либо окунание в ледяной бассейн.

Во-первых, перепад температур – хорошая гимнастика для сосудов, а во-вторых, необходимо «выключить» режим потоотделения и тем самым предоставить организму отдых во время паузы между заходами. Если этого не сделать, то весь следующий день будете чувствовать вялость и сильную усталость. Вообще, запомните, что жизнь – процесс ритмический, за метафорическую основу стоит взять принцип работы сердца – систола-диастола, напряжение-расслабление, работа-отдых. В природе это носит характер суточных циклов и т.п. Поэтому, например, и физические упражнения стоит выполнять сериями, а не произвольно, ибо тогда работа тела приобретает ритмический рисунок.
Если же посещения парной часты (ежедневно или 3-5 раз в неделю), то следует ограничиться одним, ну, максимум, двумя заходами, занимающими в общей сложности от 20 до 60 минут.

Людям нормального телосложения и с лишним весом рекомендуется сухая парная финского типа – сауна. Людям худощавым – влажная парная по типу русской бани. Оптимальная температура для парной – 90 градусов и не больше 100. Людям, поначалу плохо переносящим банную процедуру (а таких немало), следует постепенно привыкать к температуре, начиная с невысоких температур, сидя (лежа) на нижних полках и повышая свою выносливость к повышенной температуре. Рецепт, как для любой нагрузки, один – регулярность и постепенность. Не только привыкнете, но и будете получать удовольствие. И оно того стоит.


Как я уже писал неоднократно, баня не совместима с алкоголем, ибо сердце и сосудистая система и так работают в напряженном режиме, и дополнительное форсирование выпивкой будет только подвергать организм неоправданному риску и износу. Питье в бане должно быть необильным, теплым или горячим, и способствовать потоотделению – зеленый чай либо травяные настои. Холодное питье тоже будет отнимать дополнительные силы, как и еда. Еда, совмещенная с процессом парения, – это заведомо невыполнимая задача для организма и принесет только вред, а не пользу. Поесть рекомендуется не позднее, чем за 2 часа до процедуры парения, или час спустя. Однако также не стоит, по крайней мере – на первых порах, людям с заболеваниями пищеварительного тракта (гастритом и пр.) идти в парилку после длительной паузы в приемах пищи. Ибо возможны обмороки и головокружения. Людей подготовленных и хорошо понимающих, что происходит в их организме, это не касается. Я, например, в день суточного голодания могут и пробежать дистанцию в 10 км, и потом хорошенечко попариться пару-тройку часиков, не считая того, что перед этим у меня был полноценный рабочий день и начинался он с часовой гимнастики. Но это, повторяю, возможно только для людей очень опытных и тренированных.

Как любой нагрев, баня способствует расширению, а следовательно, удлинению мышечных волокон. Поэтому болевые ощущения в различных областях опорно-двигательного аппарата, связанные с острыми и хроническими спазмами мышц, будут под действием парной уменьшаться и проходить. Нельзя только посещать баню в день травмы, ибо есть риск кровотечения из поврежденных сосудов. Лучше перестраховаться и на следующий день. Частые посещения бани, регулярная мышечно-суставная гимнастика, массаж и упражнения на гибкость будут излечивать от ограничения подвижности суставов – контрактур – при хронических заболеваниях суставов, а также после травм и операций.  Баня в этом ряду – важная составляющая целительного процесса.
В свое время, после одной из операций на коленном суставе с последующей лавсанопластикой связочного аппарата, мне «посчастливилось» познакомиться с таким хирургическим методом исправления контрактур, как редрессация.
Для справки: РЕДРЕССАЦИЯ (франц. redresser выпрямлять) - насильственное бескровное исправление контрактур суставов и осевых деформаций конечностей путем растяжения и частичного разрыва мягких тканей.
Вследствие вопиющей врачебной неграмотности тогда после операции на конечность сначала накладывалась сплошная гипсовая повязка на срок около месяца (иногда и больше), вместо того, чтобы дать суставу нормально работать и восстанавливаться; за это время успевали образоваться мощные спайки, которые затем насильственно разрывали. Когда под внутрикостным наркозом, когда под общим. Все это тогда носило характер пыток в застенках, ибо когда действие наркоза заканчивалось, кроме как о яде в голову никакие мысли не приходили. Кстати, иногда пациентов при редрессации просто увечили, разрывая мышцы, сосуды, нервы, ломая кости…
Поэтому длительной иммобилизации стоит избегать, и лучшее средство против возникновения стойких и патологических контрактур – это движение, сустав и мышцы, его окружающие, должны работать, чем раньше – тем лучше. А для этого рецепт один – тщательно подобранные регулярные физические упражнения. С болью Вы, конечно, столкнетесь, но – с быстро проходящей и, уверяю Вас, не с такой, как при редрессации. Моим пациентам удавалось восстанавливать объем движений даже при сложных внутрисуставных переломах. Грамотное сочетание мышечно-суставной и силовой гимнастик, выполняемых пациентом во время прохождения совмещенного курса мануальной терапии и иглорефлексотерапии, в этих случаях способно творить подлинные чудеса.
Хорошо выполнить часть упражнений, направленных на увеличение объема движений, если есть такая проблема, непосредственно в парной, ибо предпосылки для гибкости и подвижности у разогретого тела в данный момент будут максимальные. Также в этом случае во время пауз между заходами в парилку уместно будет проведение массажа квалифицированным специалистом или процедуры самомассажа. В русской бане банщик всегда выполнял и функции массажиста, а мыльная пена заменяла массажный крем или масло. Разновидностью массажа в русской парной является также ныне почти утраченное искусство использования березового или дубового веника.

Заведующий кафедрой лечебной физической культуры, массажа и реабилитации ГЦОЛИФК (в мою бытность; ныне РГУФК), незабвенный А.А.Бирюков, ученик И.М.Саркизова-Серазини и пока самый именитый мэтр в мире в этой области, свою первую, «кандидатскую» диссертацию посвятил именно массажу в бане. А «незабвенный» потому, что сдать ему зачет по массажу с первого, да и с десятого раза было практически невозможно. Не так подошел к кушетке – «до свидания», не под таким углом большой палец держишь при выполнении массажного приема – «всего доброго, придете на пересдачу», а уж если, не дай бог, перепутал последовательность выжиманий и растираний, то ты – в «черном списке» и будешь ходить сдавать предмет целый год. Так массаж в институте и сдавали – годами. Анатолий Андреевич и моей кровушки достаточно «попил», ибо после окончания института я еще целенаправленно учился у него на курсах и получал диплом профессионального массажиста именно из его рук. Блеск медали чемпионата мира по сравнению с этим событием безнадежно мерк... Кстати, книги А.А.Бирюкова – «Лечебный массаж», «Массаж в борьбе с недугами», «Самомассаж», «Баня и массаж» – могут быть полезны любому человеку.

Из заболеваний опорно-двигательного аппарата противопоказанием для посещения парной может являться подозрение на корешковый синдром, связанный с образованием грыжи (протрузии) межпозвоночного диска. В этом случае есть реальный риск увеличения компрессии, ибо само грыжевое выпячивание может под воздействием температуры тоже вырасти в размерах. Здесь требуется непосредственная консультация специалиста, с осмотром и ознакомлением с данными МРТ. Вне стадии обострения посещать парную пациентам с грыжами и протрузиями межпозвоночных дисков можно.
Также запрещается посещение парной при признаках артрита – покраснении и повышении местной температуры в области сустава, признаках отечности и скоплении экссудата – синовиальной жидкости в полости сустава, рожистом и других видах воспалений.
Нельзя посещать парную и в случае острых, ярко выраженных воспалений внутренних органов – панкреатите, холецистите, воспалении легких и пр. В подострой фазе заболевания возможность и целесообразность посещения определяет специалист.
При остеоартрозах же – заболеваниях суставов дегенеративного характера – посещение парной, особенно влажной – в русских или турецких банях, совмещенное с массажем и гидропроцедурами, есть важная часть реабилитационного процесса.  А вот запрет на посещение парной в случае наличия опухолевого процесса, как доброкачественного, так и злокачественного, на мой взгляд, абсолютно не оправдан. В рефлексотерапевтической парадигме вообще считается, что опухоль по своей энергии связана с холодом. Собственно, это подтверждается и современными диагностическими обследованиями в области онкологии. Так, при исследовании тела с помощью тепловизора опухоли обнаруживают себя как области с более низкой температурой, чем здоровые ткани. Ну, а холод лечится теплом, и в древнем Китае онкологию лечили, помещая пациента с опухолью между двумя раскаленными медными пластинами.

Одним из важных лечебных факторов банной процедуры является аккумулирование внешней тепловой энергии. Для жителей экваториального пояса это не так актуально, а вот для России – вполне. Мы, граждане Российской Федерации, за исключением весьма непродолжительных летних дней, практически весь год вынуждены тратить очень большое количество энергии на обогрев тела. Не Мальдивы, прямо скажем, у нас, где для того, чтобы у Вас потек пот в помещении, просто достаточно выключить кондиционер. Так вот тепловые процедуры типа бани, или даже горячего душа, являются процедурами «подзарядки» и энергетической экономии, когда на реабилитационные процедуры или другие физиологические нужды тела используется не собственная энергия, а внешняя. Именно поэтому в свое время таким действенным терапевтическим средством явились скипидарные и просто гипертермические ванны по Залманову. Так что регулярное выполнение банных процедур существенно и ускоряет реабилитационные процессы, и делает существование организма менее затратным. Хотя бы потому, что для обеспечения энергетических процессов потребуется меньше еды и есть будет хотеться меньше. Также уставать Вы будете меньше, и время на вынужденный отдых сократится, ибо восстановление будет происходить быстрее. Это значит, что Ваша работоспособность возрастет. Естественно, что в жаркие летние дни баню можно не посещать, ибо потоотделения и прогрева и так будет вполне достаточно.

Поскольку, как было уже сказано выше, банная процедура обладает антиспазматическим эффектом, в качестве следствия и бонуса после и во время парения будет выраженный релаксационный эффект, ибо после снятия спазмов скелетной мускулатуры благодарный организм начинает просто «купаться» в отдыхе. Ведь если мышца напряжена, то она, по факту, работает, значит, потребляет энергию и устает. Чем больше мышц вовлечено в процесс именно остаточного напряжения, тем значительнее общая усталость. Причем, снятие напряжения телесного ведет, естественно, и к снятию эмоционального напряжения. Поэтому хорошо пойти в парную после приличной физической нагрузки, тренировки, на которой Вы решили установить личные рекорды, или после сильного психического напряжения. Соответственно, регулярное посещение бани способствует и большей энергичности, и эмоциональной устойчивости.

А еще баня является полноценной составляющей комплекса мероприятий, обеспечивающих антистрессовую адаптацию индивидуума. В данном случае вырабатывается адаптация к действию такого стрессового фактора, как повышенная температура. Человек же не живет в условиях внешней температуры 90-100 градусов, правильно? Следовательно, для него погружение в такую среду является исключительно экстремальным фактором. Систематическое же действие комплекса различных дозированных экстремальных нагрузок – физической нагрузки, голодания, молчания, холода, тепла – способствует «закалке» организма и выработке им такого качества, как стрессоустойчивость, или общая резистентность к действию стрессовых факторов. Это значит, что такой человек, скорее всего, не только выживет в любых жизненных испытаниях и катастрофах, но и еще будет себя неплохо чувствовать там, где неженка и лодырь давно сдастся, «развалится» и погибнет.
Стрессовая резистентность понадобится не только для того, чтобы быть просто здоровым, а еще чтобы, если придется, быть готовым встретиться лицом к лицу с реальной жизнью. А реальная жизнь — это катастрофы, землетрясения, криминал, войны и революции с голодом и разрухой. И спрятаться от этого невозможно. Наступают они всегда неожиданно, ибо людская жажда стабильности – «остановись, мгновение, ты прекрасно» – закрывает глаза на реальность природы вещей, и тем самым создает иллюзию безопасности. А ведь как давно сказано: «Хочешь мира – готовься к войне». Сколько жизней было бы спасено, если бы тысячи люди помнили об этом и могли бороться за свое спасение во время последнего цунами в Тайланде, обладая соответствующим уровнем подготовки и физических кондиций.  Фаталисты, скептики и верующие могут продолжать жать кнопки на гаджетах и наивно полагать, верить или молиться, что именно с ними этого не произойдет. Удачи! Остальные же могут попробовать реально увеличить свои шансы и встретить, при необходимости, испытания как гладиаторы, а не слизняки, да и просто получить удовольствие от возможности стать более сильным, более выносливым, более спокойным, более уверенным.

Да, вот так…  Все началось тихо-мирно с бани, а закончилось образом Гладиатора. Я вообще люблю эту метафору, символизирующую человека-воина, спартанца, римского легионера. Так распорядилась жизнь, что гладиатор вынужден всю свою жизнь тренироваться и сражаться. Его желания жить именно в таком качестве никто не спрашивал, как никто не спрашивал согласия каждого человека на его рождение и появление в этом мире.

Гладиатор стойко переносит тяготы тренировок, ограничения свободы, ранения и смертоносные поединки, но он – сильный и гордый дух, ценящий каждое мгновение и возможность своей жизни просто существовать. За свою жизнь он все время борется, борется яростно, изощренно и искусно. И в его жизни нет наивности, сентиментальности и «слюней». В каждом человеке живет воин, или, выражаясь языком К.-Г.Юнга, архетип Воина представлен в психике каждого человека. Каков этот воин и чего он стоит – это вопрос, который каждый может задать себе сам, вне зависимости от пола и возраста, ибо за жизнь приходится бороться всем: и мужчинам, и женщинам, и старикам, и детям. В некотором смысле архетип Воина — это потенция человека. Или импотенция. Попробуйте поразмышлять об этом на досуге. Только не забывайте, что размышления, не приводящие к изменению поведения, бесплодны и бессмысленны. И это тоже про импотенцию…

А еще давайте совершим небольшой экскурс в историю:
Всех новорожденных в Спарте приносили на специальное место – «лесхе», где сидели старшие члены филы (общины) и внимательно осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему земельный участок. Лишь самых здоровых детей оставляли в полисе, ибо только крепкие дети впоследствии могли стать воинами и матерями. «Выбракованных» детей отдавали периэкам (в переводе с греческого – «живущие вокруг»). Сами спартанцы принадлежали к племени дорийцев, завоевавших область Лаконию на юго-востоке Пелопоннеса.
До семи лет спартанские дети находились на домашнем воспитании, однако с самого нежного возраста их готовили к сложным испытаниям. Главная задача матери заключалась в том, чтобы воспитать в ребёнке выносливость, послушание и качества победителя. При этом детей приучали быть неразборчивыми в еде, неприхотливыми в быту, уметь постоять за себя. Спартанские дети спали на грубых подстилках из тростника, не боялись темноты и одиночества, в целом являлись образцовыми воинами уже с детства. Чтобы проверить, как мальчики усвоили уроки физической подготовки, в Спарте устанавливались специальные празднества, на которых они должны были показывать свои успехи, чтобы доказать, что они стали настоящими мужчинами и могут вступить в общество взрослых воинов.
Когда детям исполнялось 7 лет, в их воспитание вмешивалось государство. В общем, этот период государственного воспитания охватывал время от семи до тридцати лет, распадаясь, в свою очередь, на три «отрезка времени»: от семи до пятнадцати лет, от пятнадцати до двадцати и от двадцати до тридцати лет.
Здоровых мальчиков, по достижении семилетнего возраста, переводили из родительского дома в общественные спартанские воспитательные дома, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды (агелы – буквально «стада»). Воспитание в этих домах было военное, дисциплина - строгая. Целью спартанского воспитания было подготовить воспитанников к службе в армии, сделать их способными переносить трудности и лишения, с которыми сопряжена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, приобретение искусства владеть оружием, военные маневры. Все занятия происходили под открытым небом и в ненастье, и в холод. Воспитанники ходили босые, хотя почва в Спарте была каменистая; волосы у них были острижены коротко, голова оставалась и под дождем, и в холод непокрытою. Теплой одежды им не давали, они спали на сене, соломе или камыше, который ломали для себя сами на берегах Эврота. За всякий проступок, всякую небрежность их строго наказывали палками или бичами; педонома всегда сопровождали служители с бичами в руках. Спартанцы полагали, что чем строже воспитание, тем лучше. Пища воспитанников была грубая. Заканчивался этот этап воспитания своеобразным экзаменом – «агоном», проводимым, однако, по усложненной программе. Дело в том, что именно в это время, наряду с обычными для агонов гимнастическими состязаниями, все подростки данного возраста подвергались публичному сечению у алтаря Артемиды Ортии, причем это сечение являлось также своеобразной формой состязаний в терпении и выносливости. Подобные жестокие методы применялись с исключительно благой целью – воспитать хорошего воина, которому не страшны неприятельские выходки.
В 15 лет юноши зачислялись в «эйрены» – группу, где они воспитывались до 20 лет. Одной из обязанностей эйрена становилась помощь в воспитании младших детей. Самый умный и физически развитый юноша назначался начальником у младшей группы. Вот какие интересные подробности этой системы воспитания мы находим у Плутарха: «...После обеда эйрен, не выходя из-за стола, приказывал одному из детей петь, другому – задавать какой-нибудь вопрос, на который ответить можно было не сразу, например: какой человек самый лучший? В ответе должна была заключаться и причина, и доказательство, но в краткой, сжатой форме. Отвечавшего неудовлетворительно или не справившегося с заданием эйрен наказывал в присутствии стариков и властей, чтобы они могли видеть, за дело и правильно ли он наказывает их. Во время наказания ему не мешали, но когда дети расходились, с него взыскивали, если он наказывал строже, чем следует, или, если, напротив, поступал чересчур мягко и снисходительно... Детей приучали, кроме того, выражаться колко, но в изящной форме...»
По мнению спартанцев, важно было только умение понимать и ловко вести житейские дела, приобретаемое опытностью и разговорами с опытными людьми, и умение выражать свои мысли коротко и сильно. К этому и приучало их воспитание. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать ловкие ответы, говорить ясно, сильно и коротко, «лаконически». Они были люди практической жизни, воины, потому для них дороже образованности были находчивость и привычка сохранять присутствие духа. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать как надо.
Последний этап воспитания – от 21 до 30 лет – готовил не столько воинов, сколько граждан, наделённых политическими правами. Да, в спартанской системе молодые люди до 30 лет назывались «несовершеннолетними».
Одним из важнейших средств давать должное воспитание подрастающему поколению спартанцы считали то, чтобы мальчики и юноши имели опытных друзей, были соединены чувствами личной преданности с людьми солидных лет. Потому каждый спартанец зрелого возраста постоянно имел при себе мальчика или юношу.


Спартанские девушки и юноши. Э. Дега, ок. 1860

Ну, а что же с девочками и девушками? Думаете, они оставались на домашнем воспитании. Нет, требования были одинаковы! Для укрепления тела девушки должны были бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом. Места гимнастических упражнений девушек были отделены от мужских.

Но были публичные состязания и игры, на которых юноши выказывали свое искусство при девушках и наоборот. Вероятно, на этих праздниках спартанские юноши и слышали от девушек те похвалы или насмешки, которые, как говорят древние писатели, очень сильно возбуждали их усердие заниматься гимнастикой. Действующие уставы запрещали девушкам баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться на торжественные процессии, плясать и петь на праздниках в присутствии и на виду молодых людей. Они имели право смеяться над кем угодно, ловко пользуясь чьей-то ошибкой, с другой стороны – прославлять в песнях тех, кто того заслуживал, и возбуждать в молодежи горячее желание к соревнованию и честолюбию.
Но при всей свободе отношений между девушками и юношами, спартанское воспитание обеспечивало безукоризненную нравственность девушек. Отношения спартанцев к спартанским женщинам и девушкам, славившимся и красотою, и цветущим здоровьем, имели рыцарский характер. Форма брака имела вид похищения невесты, и был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой. Это придавало отношениям молодых супругов романтическую прелесть. Брак у спартанцев имел своей целью давать государству крепких телом будущих граждан и гражданок. Обычай видеться с женой в первое время брака лишь украдкой, конечно, был полезен тому, чтобы дети родились крепкими – потому что удерживал молодых супругов от излишества в чувственном наслаждении, предохранял их силы от изнурения. Нередко случалось, что жена, уже родившая детей, всё ещё виделась с мужем лишь украдкой. Положение женщины было в Спарте свободнее и почётнее, чем в остальной Греции, где, по сути, женщины стояли на социальной ступеньке не намного выше рабов. С детства привыкнув, благодаря соответствующему воспитанию, чувствовать себя гражданками и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, их патриотизм, симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались их уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте владычествуют женщины. Но при всей свободе своего положения, спартанки славились своими хорошими хозяйственными качествами и супружескою верностью.

Не смотря на то, что, наряду с заслуженным уважением и славой, спартанцы среди граждан других греческих полисов, прежде всего афинянин, пользовались репутацией примитивных солдафонов и невежд, поклонники Спарты были везде. В том числе и в массовом количестве в Афинах, вечно претендующих на пальму первенства и совершенства. Интеллектуал Сократ, положивший основу всей современной философской мысли, вел себя в быту не как претенциозный афинянин, наслаждающийся роскошью, а как истинный спартанец. Сократ круглый год ходил босиком, вне зависимости от времени года был одет в один и тот же плащ на голое тело, был неприхотлив в еде, стоек и выносив к жаре, холоду и тяготам военной жизни. Известно, что он участвовал в трех военных кампаниях на стороне Афин в качестве гоплита – пехотинца. Рассказывают, что при переходе через горы, когда воины очутились в чрезвычайно экстремальных условиях холода и ветра, Сократ лишь обмотал свои вечно босые ноги кусками ткани и оставался одним из немногих, кто помогал справляться остальным. При отступлении гоплитам в сражении было очень важно «не ломать строй», иначе они оказывались беззащитными. Сократ часто снискивал славу и уважение одного из тех, кто никогда не спасался бегством при отступлении, а отходил лицом к противнику, искусно сражаясь тяжелым мечом и щитом с наступавшим неприятелем, отчаянно защищая не только свою жизнь, но и своих товарищей по оружию. А еще известно, что Сократ выступал на Олимпийских играх в качестве кулачного бойца.
Впоследствии в основу подготовки римских легионеров – прославленных, бесстрашных и выносливых воинов времен рассвета Рима – легли именно спартанская система воспитания и отношение к жизни. Что, собственно, дало возможность появиться и долгое время успешно существовать необъятной Римской империи. Утрата со временем спартанских принципов – а их заменили избалованность, лень, самонадеянное упоение славой, телесным комфортом и бесконечными удовольствиями – предопределили гибель империи. Якобы дикие, но более жизнеспособные и закаленные готы разнесли легионы уже ленивых и обожравшихся римлян в пух и прах, еще раз подтвердив преимущества спартанского стиля жизни. Такая же участь ранее постигла и греков, которых кто только потом не «имел» – персы, македонцы, турки, римляне... Собственно, и по сей день ничего не изменилось. На сегодняшний день истинные «хозяева» греков – объединенные европейцы, а если точнее, то в Греции «хозяйничают» немцы. Современные греки с итальянцами абсолютно ничего не имеют общего со своими героическими предками – базарность, лень, процветающее воровство, преступность, спекуляции, мошенничество, апломб. Ни территорию свою не смогли сохранить, ни дух предков, ни идеологию. «Ну, откуда в Италии мята? Видел я их Италию на карте – сапог сапогом», – как говорил доктор из «Формулы любви». Все правильно – выживает сильнейший, а чтобы им стать и оставаться, нужны систематические подготовка и тренинг, соответствующие настрой, убеждения, понимание, воля и труд. Расслабишься и ослабнешь – тебя «съедят».

Однако, снова вернемся к банной теме. Влажная парная более нагрузочна, чем сухая, ибо дышать в ней труднее. Людям с повышенным артериальным давлением и сердечно-сосудистыми заболеваниями следует при посещении влажной парной вести себя осмотрительно. А вот в сауне таким людям будет существенно легче, главное – обойтись без экстрима и уметь с вниманием и пониманием слушать свое тело. В результате, если все делать правильно, повышенное давление после банной процедуры снизится, ибо суммарная площадь поперечного сечения сосудистого русла возрастет. Гипотоников же, если они не будут чередовать заходы в парную и холодные обливания, почти наверняка будет ждать ощутимое снижение давления с выраженным головокружением.
Также не стоит посещать влажную парную русской бани астматикам, а вот от сауны эффект и для них будет положителен.
Из бань с влажным паром наиболее комфортными являются турецкие бани, или хаммам, ведущие свое происхождение от римских терм. Суть турецкой бани состоит в том, что горячий пар от кипящей в огромном котле воды подается через небольшие отверстия в стенах, а над котлом находится самая сакральная и центральная часть хаммама – гебекташи, что в переводе означает «камень живота».


«Камень живота» называется так потому, что на этих теплых, отделанных мрамором каменных столах и скамейках и лежат в клубах пара, нежась и греясь, посетители. Чаще всего – на животе. Здесь же  выполняются и  массажные процедуры. Температура в хаммаме  – от 30 до 55 градусов. Традиционная форма помещения турецкой бани – круглая, с куполом в центральной части.

Как правильно пользоваться хаммамом, чтобы он принес максимальную пользу? Сначала следует просто посидеть или полежать, чтобы поры тела раскрылись и появился пот. Это требует примерно пятнадцати-двадцати минут. Затем счищаем с тела все отмершие, ороговевшие, закупоривающие потовые железы частицы. Для этого используется либо специальная щетка, либо жесткая мочалка из овечьей шерсти – без мыла! В качестве средства для пиллинга часто используют кофе и морскую соль. Намыливание – неторопливое и тщательное. Спешка – не для хаммама, здесь все делают в медитативном ритме, чтобы ощущать, ощущать, ощущать… В турецких банях используют не всякое мыло, а только изготовленное на основе очищенных растительных масел – оливкового или персикового. Выглядит такое мыло довольно непривычно, оно – черного цвета. Эта процедура делает кожу более гладкой и ухоженной. Голову моют и споласкивают травяными настоями, что придает волосам более здоровый вид, блеск, мягкость.
После того, как мыло смыто, стоит заказать массаж всего тела. Обязательно попробуйте, это одна из ключевых процедур в турецкой парной. Он довольно жесткий, непривычный и долгий – около получаса. Но доверьтесь опытному хаммам-банщику (или, если моются женщины, – банщице), первые ощущения сменятся состоянием легкости во всем теле, возвращенной молодости, гибкости.
А вот теперь, после всех процедур, можно перейти в помещение с более низкой температурой воздуха, промокнуть свое тело банной простыней, нанести на кожу питательный или увлажняющий крем.
После чего можно просто сидеть, остывать потихоньку, пить зеленый или травяной чай – с орешками, медом, рахат-лукумом. И только почувствовав, что вы остыли, одеваться и выходить на улицу.
Собственно, на этом и построен хаммам – на постепенном переходе от более умеренных температур к более высоким, а потом постепенное остывание. На самом деле, в русской бане все аналогично, и если бы не разница в антураже, то хаммам и русскую баню не отличишь. В этом суть любых влажных бань – помывочная, массаж, прогревание, чай и отдых, но в нашей парной все, как правило, более жестко, ибо у русского человека экстрим в крови. Если жар – так чтобы уши в трубочку свернулись, если обливаться – так ледяной водой, если веником хлестать – так чтобы старая кожа, как у змеи, чулком слезала… Поэтому русский человек ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Шучу, конечно, все не настолько экстремально. Хотя и «не без перегибов на местах», как говаривал И.В. Сталин.

А еще баня – важная часть программы по снижению веса. За одно посещение вполне можно «потерять» до 1,5 кг. Спортсмены так вес, что называется, и «гоняют» до нужных кондиций.  Помните, однако, что регулярное посещение парной – это только часть программы наряду с физическими упражнениями, циклическими нагрузками аэробного характера, соответствующим водно-питьевым режимом, массажными процедурами и упорядочиванием питания. Неплохо включить в этот список и курс иглорефлексотерапии. Значимый и безвредный результат можно получить исключительно при комплексном подходе к проблеме лишнего веса. Отчасти заочные рекомендации по избавлению от лишних килограммов можно получить в статьях «Рекомендации по питанию для желающих похудеть и не только» и «Гимнастика для снижения веса». Более подробные – в порядке индивидуальной консультации. В «Отзывах пациентов» можно познакомиться с реальным опытом тех, кто планомерно и последовательно сумел похудеть на 20 кг и более.

Благодаря любой бане ускоряется процесс регенерации поврежденных тканей после травм – растяжений, ушибов, гематом, ибо посещение парной способствует восстановлению кровообращения. Повреждения кожи хорошо заживают после посещения сауны – раны, ссадины, царапины, особенно если в парной распылять раствор прополиса или обработать им кожу перед парилкой. А вот с экзематозными заболеваниями, инфицированными ранами и уж тем более грибковыми поражениями кожи баню посещать не следует, ибо в тепле и влаге патогенная микрофлора размножается с катастрофической быстротой.

И последнее:
Гуманисты и «гуманоиды» любят много рассуждать о приоритете ценности человеческой жизни. Но ценность или стоимость всегда определяется количеством вложенного в продукт труда, поэтому цена, ценность и стоимость различных жизней также может быть разная. Для определения степени ценности и существует понятие достоинства. Так, бывают монеты разного достоинства – стоимость, которой они эквивалентны, разная. Человек, обладающий достоинствами, – это человек, обладающий качествами, которые имеют ценность или стоимость в социальном мире. Достоинства, в свою очередь, – разменная монета индивидуума, на которую человек может выменять или купить то, чего ему не хватает. Человеческое достоинство в глобальном смысле – во сколько человек ценит свою собственную жизнь, и соответственно, какую цену придется заплатить другим, чтобы ее уничтожить, отнять, испортить. Если достоинство, как и деньги, не подкреплено реальным эквивалентом, то это просто фантик, ничего не стоящая бумажка. Так вот, жизнь только тогда чего-то стоит, когда за ней стоит способность выживать, иначе: сила к сопротивлению тяготам и лишениям, способность к защите и экспансии – физическая сила, подвижность и выносливость, пластичность – способность к обучению и адаптации, воля, разум и его производные – аналитичность, изобретательность, хитрость, внимательность, а также способности к коммуникации и взаимодействию с членами социума для увеличения диапазона личных возможностей. Значит, сколько Вы в это вложите усилий, столькими достоинствами и будете обладать, такова реальная ценность, стоимость и достоинство Вашей жизни. Ваше человеческое достоинство. И без здоровья ума и тела здесь не обойтись. Трудитесь и вкладывайтесь, чтобы продать свою жизнь подороже. Если все сделаете правильно, то этого будет достаточно, чтобы «купить» себе счастье. На удачу и халяву можете не рассчитывать – это задачка повышенной сложности верхнего уровня, для интеллектуалов и воинов в одном лице. Думайте хорошенечко, ведь второй попытки в этой игре нет. Если понадобится наставник и тренер – обращайтесь.